ПДНТ «Губерния»


Пермский дом народного творчества «Губерния»
г. Пермь, ул. Советской Армии, 4
+7 (342) 221 73 84 Билеты: +7 (342) 221-55-55
Пермский дом народного творчества «Губерния»
Пермь, ул. Советской Армии, 4
Телефон: +7 (342) 221 73 84
Касса: +7 (342) 221 55 55

Этнический праздник «Липка»

Описание объекта нематериального культурного наследия
Пермского края

Паспорт объекта и справочная информация

1. Наименование объекта: Праздник «Липка» в деревне Новопетровка Октябрьского района Пермского края.

2. Краткое описание:

На территорию Пермского Прикамья эстонцы переселялись в поисках земель в конце XIX – начале XX вв. Первое эстонское поселение в Пермском Прикамье – деревня Новопетровка современного Октябрьского района Пермского края. История деревни начинается с 1895 г., когда на земли Аскинской волости Бирского уезда Уфимской губернии прибыли первые эстонские переселенцы: 11 эстонских семей из Гапсальского уезда Эстляндской губернии и 1 из Лифляндской губернии. Большинство переселенцев происходило с островной части Эстонии, островов Даго (Хийумаа) и Сааремаа. Главной причиной переселения в новые места было малоземелье в Прибалтийских губерниях. Формирование эстонских хуторов в Прикамье происходило в русле общих массовых миграций в восточном направлении с территории Эстонии во второй половине XIX столетия.

Одной из составляющих духовного наследия эстонцев Пермского края является праздничная культура. Иванов день – одна из значимых дат народного календаря эстонцев деревни Новопетровка Октябрьского района; он известен под локальным термином Липка. Название праздника соотнесено с главным его атрибутом – липой, так как именно липу выбирали для праздничного костра. И хотя этот праздник сегодня считается эстонским, но его старое эстонское название – Jaanipäev – Иванов день – забыто, а Липка – название русское, которое, скорее всего, появилось уже в Прикамье, на новой родине переселенцев. К празднику готовятся заранее: специально к этому дню ищут старую липу, очищают ее сердцевину, чтобы получилась большая деревянная «труба». В окрестных лесах готовят бересту для липы и для обрядового костра. Ствол липы приносят на поляну на окраине деревни. Полый ствол дерева, в длину доходящий до четырех метров, заполняют берестой. Вечером 6 июля самый старший из участников обряда поджигает бересту внутри ствола. Так начинается праздник. Внутренняя часть дерева медленно тлеет, с наступлением ночной темноты вверху ствола вспыхивает пламя. Липа горит всю ночь. Все это время люди наблюдают за огнем и веселятся: поют, танцуют, играют в игры под звук гармошек. На праздник каждый приносит с собой угощение. Нина Иосифовна Кестер – одна из старейших жителей д. Новопетровка вспоминает, как раньше отмечали Липку: «Иванов день вот отмечали больше всех. Жгли липу. Находили дупло липовое, чтобы оно было пустое, его свалят. Берёсто натолкают полную эту липу. Потом её поставят. Шестого вечером они её зажигали. И вот тогда собиралися все. Привозили телегу с бочками пива, воды привозили. Собирались молодёжь и старые, кто хотели. Ходили туда и там гуляли. Тоже всякие игры были. Гармошка. Гармонистов тогда было много» (Полевые материалы 2006 г.: Окт., Новопетровка, зап. от Кестер Н. И., 1930 г. р.).

Позже, в 2000-е годы, когда праздник приобрел характер массового гуляния, на поляне на импровизированной сцене проводились концерты и выступления творческих коллективов, организовывали торговлю. Сходную картину празднования можно наблюдать в деревне Новопетровка и сегодня. Прежний смысл обряда для пермских эстонцев давно потерял свою актуальность, праздник остается особым развлекательным мероприятием, выражающим их национальную культуру. Кроме этого, он стал самобытным территориальным торжеством, собирающим в общий круг людей разных национальностей. В последние годы праздник Липка зачастую бывает включен в программу праздников и фестивалей краевого проекта «59 фестивалей 59 региона».

5. ОНКН Категория: Обрядовые комплексы и праздники. Календарные обряды.

6. Этническая принадлежность: Эстонцы

7. Конфессиональная принадлежность: Лютеранство, Православие

8. Язык: Русский, Эстонский

9. География, место бытования: Деревня Новопетровка Октябрьского района Пермского края

Служебная информация

1. Автор описания: Черных Александр Васильевич

2. История выявления и фиксации объекта:

Научное изучение эстонцев Пермском крае было предпринято в 2000-е гг. экспедициями Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН, экспедиционные выезды в д. Новопетровка Октябрьского района состоялись в 2006, 2008 и 2014 гг. По итогам экспедиционных исследований было подготовлено несколько научных публикаций, в которых нашли отражение история формирования эстонского населения в регионе и особенности комплексов традиционной культуры, в том числе описан и летний праздник Липка. Так как проведение праздника не прекращалось, и до настоящего времени он проводится ежегодно, достаточно много публикаций, посвященных празднику, можно найти в средствах массовой информации, публикациях блогеров и т. д.

7. Библиография

Черных А. В., Голева Т.Г., Шевырин С.А. Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии / А. В. Черных, Т. Г. Голева, С. А. Шевырин. СПб.: Изд-во «Маматов», 2010. – 244 с.

Голева Т.Г., Черных А. В. Календарные праздники и обряды эстонцев Пермского края / А. В. Черных, Т. Г. Голева // Традиционная культура. 2012 №1. С. 51–57. Открыть PDF

Народы Пермского края: история и этнография / А. В. Черных, Д. И Вайман, Т. Г. Голева и др. Ч.2. Пермь: «Изд-во «Пушка», 2014. – 424 с.

8. Дискография

9. Фильмография

Фильм, посвящённый эстонскому этническому празднику «Липка». Октябрьский, 2015



Фотографии:

Праздник «Липка» в д. Новопетровка Октябрьского района, 2014 г. Фото Д. И. Вайман.

1А. Отверстие для бересты и розжига в нижней части ствола липки. 2014. Фото Д. И. Вайман.

2А. Липка – полый ствол липы, установленный вертикально на праздничной поляне. 2014. Фото Д. И. Вайман.

3А. Разжигание костров на праздничной поляне у липки. 2014. Фото Д. И. Вайман.

4А. Липка на поляне праздника. 2014. Фото Д. И. Вайман.

5А. Горящая липка. 2014. Фото Д. И. Вайман.

6А. На праздничной поляне праздника Липка. 2014. Фото Д. И. Вайман.


Праздник «Липка» в д. Новопетровка Октябрьского района 2010-е гг. Фото Д. И. Вайман.

1. Дорожный указатель праздника Липка. Октябрьской район. Фото Д. И. Ваймана

2. Липка – полый ствол ствола липы, установленный к празднику. Фото Д. И. Вайман.

3. Хоровод участников праздника. Фото Д. И. Вайман.

4. На поляне праздника. Фото Д. И. Вайман.

6. Отверстие для бересты и розжига в нижней части ствола липки. Фото Д. И. Вайман.

7. Жители деревни Новопетровка, потомки первых переселенцев. Фото Д. И. Вайман.

8. Отверстие для бересты и розжига в нижней части ствола липки. Фото Д. И. Вайман.

9-11. Липка поджигается с нижней части. Фото Д. И. Вайман.

12. Горящая липка вечером праздника. Фото Д. И. Вайман.

13. На поляне праздника, участники у горящей липки. Фото Д. И. Вайман.

14. Горящая липка. Фото Д. И. Вайман.

15. На поляне праздника, участники у горящей липки. Фото Д. И. Вайман.

16. Прыгание через костер как элемент праздника Липка. Фото Д. И. Вайман.

17. Костры на празднике и горящая липка. Фото Д. И. Вайман.

18. Костер. Фото Д. И. Вайман.

19. Горящая липка. Фото Д. И. Вайман.

20-25. Поляна праздника Липка у д. Новопетровка с участниками праздника поздним вечером. Фото Д. И. Вайман.