1. Название объекта: Праздник Барда джиен (Барда җыен) у пермских башкир и татар в селе Барда Бардымского муниципального округа Пермского края
2. Категория объекта: Празднично-обрядовая культура
3. Этническая принадлежность: Татары, башкиры
4. Язык: татарский.
5. Конфессиональная принадлежность: Ислам
6. Места бытования: Пермский край, Бардымский муниципальный округ, с. Барда.
7. Описание объекта (развернутое):
Барда джиен (Барда җыен) – праздник пермских башкир и татар, проходящий в селе Барда Бардымского муниципального района Пермского края, проводившийся после завершения весенних полевых работ. Барда – село в Бардымском муниципальном округе Пермского края – центре компактного расселения башкир и татар по р. Тулва, которые составляют 92% в составе жителей муниципального округа, в том числе 59% башкир и 32% татар. Праздник Барда джиен был одним из характерных элементов традиционного народного календаря. Джиены, как и сабантуи, проводились в период после сева до начала сенокоса. Значение слова «джиен» близко таким понятиям как «съезд», «собрание». В прошлом джиены проводили только в крупных селах, на которые собирались жители всей округи. Самые большие джиены проходили в двух волостных селах Тулвинского поречья – Сараши и Барда. Барда джиен был самым большим джиеном, на который стекались со всех деревень Тулвинского поречья, праздник играл и продолжает играть заметную консолидирующую роль среди татар и башкир Прикамья.
Впервые праздник с таким названием подробно описаны в начале ХХ в. П. Шмаковым: «Был канун праздника. Разряженные толпы башкир – мужчин и женщин гуляли по улицам. Слышны были башкирские песни и звуки гармоник… С двух часов утра по улице Краснояра (село Краснояр – ближайшее село к селу Барда, в прошлом – волостной центр Бардымской волости Осинского уезда) с колокольчиками, с ухарским криком и свистом, с гармониками и скрипками, лихо понесись тройки, пары и лошади в одиночку. Немного спустя потянулись толпы башкир и башкирок из соседних селений, с узлами под мышками: все это – гости жданные.
И все утро ехали и ехали, шли и шли и, казалось, конца не будет этой процессии.
К девяти часам утра море голов колыхалось на зеленом лугу: тут и почтенные старцы, тут и молодежь, тут и дети и женщины. Нельзя сказать, что народу меньше 4-х тысяч… Серебряные монисты башкирок блестели на солнце и мелодично позвякивали; из-под платков виднелись, расшитые серебром, головные уборы; отделанные позументами костюмы, ярко выделялись среди других… Праздник в полном разгаре.
Вот собрался тесный кружок: молодой башкир и башкирская девушка, попеременно выступая, под звуки гармоники лихо отплясывают свои танцы. Немного подальше – еще кружок. Дальше – еще и еще. Каждое селение выставляет своих танцовщиц и танцоров. Легко, грациозно, закрывши слегка одной рукой смуглое личико, другую уперши в бок, танцует башкирская девушка….
Толпа выстроилась вдоль дороги: мчатся верхом, на лихих башкирских конях, шесть наездников. Взвивается клубами пыль из-под копыт. Разгоряченные кони промчались шестиверстную дистанцию. Первым прискакал молодой башкир из Елпачихи. Он получает первый приз – полотенце; толпа бросает ему деньги. Он скромно улыбается.
А вот большой-большой круг, исключительно мужчины: здесь происходит борьба. Два молоденьких башкирца и двое взрослых борются в середине круга. Вот, маленькие напрягают все свои силенки и вдруг – один из них поборол другого и оба лежат на траве. Взрослые борются долго, выбирая удачный момент, чтобы свалить соперника. Выходит молодой башкир и вызывает на борьбу из другой волости: это обычай. И каждая волость гордится своим силачом. Старый башкир, в зеленой тюбетейке, держит призы: платки и одно полотенце; полотенце выдают, с общего согласия, самому славному из борцов. Этот приз – гордость борца, а борец, получивший его – гордость целой башкирской волости. Получивший полотенце, повязывает его через плечо.
Кипят самовары, кипят на очагах котлы, и башкиры благодушно восседают за чаем под наскоро устроенными дощатыми навесами…».
В прошлом Барда джиен проводился в течении 3 дней. Первый день считался кануном праздника, когда съезжались и сходились гости. Уже вечером этого дня на месте джиена проводились первые гуляния. Сам праздник проходил в 2 дня, в течении которых и устраивались состязания на майдане.
По срокам, характеру проведения джиен вместе с сабантуем в большинстве случаев составляли единый комплекс либо взаимозаменяли друг друга. Именно своеобразное сочетание этих праздников — сабантуя и проводившегося, как правило, после него джиена — и выделяют тулвинскую группу башкир и татар.
Сегодня, праздник начинается на поляне на окраине села Барда. До настоящего времени Барда джиен не утратил своего колорита и своеобразия. Каждый год во второй половине июня, как и сотни лет назад, Барда собирает на праздник жителей всей округи, а также со всего Пермского края, из Бардымского округа, гостей Татарстана, Башкортостана и других регионов России.
Любой праздник начинается со встречи гостей. В Бардымском районе встреча начинается с медового чак-чака. Возле главной сцены на трибунах собираются люди, начинается торжественное открытие праздника с парада участников праздника, на котором делегации гостей регионов, творческие коллективы, представители сельских поселений, работники сельского хозяйства и представители предприятий, чья деятельность осуществляется на территории района. Далее начинается большой праздничный концерт и чествование передовиков сельскохозяйственного труда. Завершается гала-концерт конными скачками – событием, которое собирает большее число зрителей. После происходит награждение победителей и на майдане происходят гуляния, спортивные соревнования и выступления фольклорных коллективов из разных сел Бардымского муниципального округа, а также из сопредельных округов края. Все: и взрослые, и дети — с удовольствием участвуют в состязаниях на майданах Барда джиена: бег в мешках, хождение по наклонному шесту, бой мешками на бревне, бег с коромыслом, разбивание горшков и множество других состязаний, в которых проверяется сила и ловкость. Одно из главных состязаний майдана — национальная борьба на поясах – кореш. Главному победителю или самому сильному батыру достается главный приз – баран, которого тот должен пронести на себе вокруг ринга. На празднике представлены подворья из крупных сельских поселений. В каждом из таких подворий кипят самовары, накрыты столы с национальной выпечкой кыстыбый, бәлеш, шәнгә, чәк-чәк и другими блюдами татарской и башкирской кухни.
8. Предметы, связанные с объектом: предметы традиционной культуры тулвинских башкир и татар: тастымал – традиционные домотканные полотенца, которые используются для украшения лошадей и площадок майдана; предметы традиционного костюма, блюда традиционной кухни.
9. Техники/Технологии, связанные с объектом: в состав праздника, входят многие техники и технологии народных промыслов и ремесел, спортивных состязаний и приготовления блюд традиционной праздничной кухни. Среди спортивных состязаний: корэш – традиционная борьба на полотенцах у тулвинских татар и башкир. Во время состязания один из борцов должен положить соперника на спину с применением какого-либо из разрешенных приемов. Традиционные спортивные состязания: бег с яйцом – каждый из участников кладет сырое яйцо в ложку, а ложку зажимает во рту и пробегает определенный соревнованием маршрут. Побеждает тот, кто быстрее преодолевает дистанцию не уронив яйца; Битьё горшков – участники с завязанными глазами палкой должны попасть по глиняному горшку; Бой мешками – двое участников садятся на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу начинается бой мешками, побеждает тот, кто сможет удержаться на месте. Проигравшая же сторона падает с бревна на землю. И многие другие.
10. Способы и формы передачи традиции:
Коллективный способ передачи традиции, также традиция передается внутри семейных коллективов. Празднование барда джиена не прекращалось на протяжение последних столетий и в данном случае мы видим преемственность в проведении праздника и естественное его развитие.
11. История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.): 2022 г. –
Экспедиционная, полевая работа Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН, пермского дом народного творчества «Губерния».
12. Источники информации: Полевые материалы Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН, Пермского дома народного творчества
Справочная информация.
- Шмаков П. По лицу земли : очерки из жизни Прикамья / Порфирий Шмаков. – Оса : Типография Уездного земства, 1916. – 90 с.
- Черных, А. В. Барда. Путеводитель / А. В. Черных, Д. И. Вайман. СПб.: Изд-во «Маматов», 2009. – 96 с.
- Черных, А. В. Бардымский район: от прошлого к настоящему / А. В. Черных, И. А. Подюков, Т. Г. Голева и др. СПб.: Изд-во «Маматов», 2009. – 480 с.
- Тулвинские татары и башкиры: этнографические очерки и тексты / А.В. Черных, Л. И. Урстемирова, А. А. Плюхин и др. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2004. – 456 с.
- Черных, А. В. Особенности традиционного календаря тулвинских татар и башкир в конце ХIХ – начале ХХ в. / А. В. Черных // Проблемы культурогенеза народов Волго-Уральского региона. Материалы международной конференции. Уфа, 2001. С. 276–279.
13. Праздник Барда джиен в настоящее время проводится как большой краевой праздник. Он включен в линейку основных фестивалей региона. Несмотря на приобретение новых современных форм проведения праздника, традиционная составляющая праздника, выраженная в фольклорных традициях, народных гуляниях, традиционных спортивных соревнованиях, национальной борьбе, традиционной кухне продолжает играть важную роль в его структуре. Праздник является важным этнокультурным событием в жизни района.
14. Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры: сохраняется работниками учреждений культуры в с. Барда и Бардымского муниципального округа
15. Авторы/Составители: А.В. Черных, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института гуманитарных исследований УрО РАН Пермского ФИЦ УрО РАН
16. Дата публикации: 2022
17. Дата обновления: 2022
Мультимедиа-материалы
Фото 1
Подготовка к Барда Джиену, сбор полотенец.
Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: июнь 2009 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН.
Фото 2
Встреча гостей на Барда Джиене
Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: июнь 2009 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН.
Фото 3-4
Встреча гостей на Барда Джиен
Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: 18 июня 2022 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН.
Фото 5
Праздничное шествие участников Барда Джиена
Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: 18 июня 2022 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН.
Фото 6
Выступление у главной сцены
Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: июнь 2009 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН.
Фото 7-10
Выступление у главной сцены
Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: 18 июня 2022 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН.
Фото 11
Традиционные спортивные соревнования. Бой мешками.
Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: июнь 2009 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН.
Фото 12
Традиционные спортивные соревнования. Бой мешками.
Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: 18 июня 2022 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН.
Фото 13
Традиционные спортивные соревнования. Подъём на наклонный столб.
Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: июнь 2009 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН.
Фото 14
Традиционные спортивные соревнования. Подъём на наклонный столб.
Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: 18 июня 2022 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН.
Фото 15-17
Традиционные спортивные соревнования. Конные скачки
Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: 18 июня 2022 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН.
Фото 18
Традиционные спортивные соревнования. Битьё горшков.
Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: 18 июня 2022 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН.
Фото 19
Соревнование по армреслингу на Барда Джиене.
Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: 18 июня 2022 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН.
Фото 20-21
Национальная борьба корэш.
2. Автор фотографии: Вайман Дмитрий Игоревич.
Место фиксации: с. Барда, Бардымский район, Пермский край.
Время фиксации: 18 июня 2022 г.
Место хранения материалов: Архив Института гуманитарных исследований ПФИЦ УрО РАН
Фильм о традициях праздника, его истории, о том, как прошёл праздник 18 июня 2022 года.