Описание объекта нематериального культурного наследия Пермского края
Паспорт объекта и справочная информация
-
Наименование объекта: Технология изготовления традиционного татарского мужского головного убора — бардымской тюбетейки «тебети»
-
Краткое описание: Домашним и летним выходным убором пермских татар и башкир была тюбетейка «тебети». Традиционные тюбетейки шились из плиса, бархата, плюша, преимущественно черного цвета. Такие тюбетейки имели особую, характерную только для этих народов, форму: невысокий околыш и полусферический верх. Праздничные тюбетейки богато вышивались цветными нитками и бисером.
В Бардымском районе сохраняется технология изготовления тюбетейки, ею владеют современные мастерицы. Тюбетейка является обязательным элементом национального костюма.
В настоящее время тюбетейка есть во многих семьях, ее надевают при посещении мечети, при чтении молитвы, при обрядовом гостевании, во время свадьбы, во время похорон.
-
ОНКН Категория: Техники и технологии — Техники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом
-
Этническая принадлежность: башкиры, татары
-
Конфессиональная принадлежность: Ислам
-
Язык: Башкирский, Татарский, Русский
-
География, место бытования: Бардымский район Пермского края
Служебная информация
-
Автор описания: Анянова О.П. по материалам профессора, д.и.н., члена-корреспондента РАН А.В. Черных
-
История выявления и фиксации объекта:
В Пермском Прикамье тюбетейка в качестве мужского головного убора использовалась на протяжении длительного периода. На рубеже ХIХ – ХХ века тюбетейка в Пермском Прикамье известна как повседневный и праздничный мужской головной убор. По имеющимся немногочисленным источникам можно выделить особенности тюбетейки пермских татар и башкир указанного периода: это была небольшая полусферическая шапочка с круглым, слегка выпуклым верхом из четырёх клиньев и невысоким, расширяющимся к нижней части околышем. Фотографии С. И. Руденко, на которых запечатлены более двух десятков тюбетеек, позволяют предполагать широкое распространение в Тулвинском поречье в этот период простёганных тюбетеек. Тюбетейки изготавливали как в татарских и башкирских деревнях Пермского Прикамья, так пользовались спросом и изделия татарских казанских кустарей-ремесленников. Орнаментированные тюбетейки в этот период встречались достаточно редко, это были преимущественно изделия кустарного производства.
-
Библиография
- Черных А.В. Традиционный костюм народов Пермского края. татары и башкиры. СПб.: Изд-во «Маматов», 2017. – 416 с.:ил.
- Богословская – Богословская И. Об особенностях тюбетейки [Электронный ресурс]. URL: http://fdculture.com/page386539 (дата обращения: 18.02.2016)
- Завьялова 1996 – Завьялова М. К. Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан. Казань: изд-во «Заман», 1996. – 256 с.
- Валеев 2002 – Валеев Ф. Татарский народный орнамент. Казань: Департамент по поддержке малого и среднего предпринимательства, 2002. – 302 с.
- Авижанская 1964 – Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, Уфимский институт истории, языка и литературы Академии наук СССР, Государственный музей этнографии народов СССР, 1964. – 260 с.
- Барда 2009 – Барда. Путеводитель / А. В.Черных, Д. И. Вайман. СПб.: Изд-во «Маматов», 2009. – 96 с.
-
Дискография
-
Фильмография
«Технология изготовления традиционного татарского мужского головного убора – бардымской тюбетейки «тебети»». Документальный фильм по итогам экспедиции 2020 года. Бардымский район, с. Березники. Исследовательский коллектив: А. В. Черных, Д. И. Вайман, Н. Г. Кожанова, О. П. Анянова. 2020 г.
Технология изготовления традиционного татарского
мужского головного убора — бардымской тюбетейки «тебети»
Одним из ярких проявлений декоративно-прикладного творчества пермских татар и башкир, связанного с традиционным костюмом, явилось формирование в Тулвинском поречье промысла по изготовлению орнаментированной тюбетейки. Характерные технологические и художественные особенности промысла формируются к середине ХХ века, сохраняются и развиваются в настоящее время.
Тюбетейка – один и древних и традиционных головных уборов татар и башкир. Происхождение термина тюбетейка связано с тюркским «тюбе» в значении вершина, навершие [Богословская]. Исследователи связывают её появление с воинскими подшлемниками, мягкую шапочку надевали, чтобы избежать соприкосновения с металлическим шлемом. Бытование таких подшлемников в период Волжской Булгарии и Казанского ханства отмечают казанские исследователи [Завьялова 1996, 32]. Постепенно головной убор распространяется в качестве повседневного и праздничного головного убора всех слоёв мужского населения.
В Пермском Прикамье тюбетейка в качестве мужского головного убора использовалась на протяжении длительного периода. На рубеже ХIХ – ХХ века тюбетейка в Пермском Прикамье известна как повседневный и праздничный мужской головной убор. По имеющимся немногочисленным источникам можно выделить особенности тюбетейки пермских татар и башкир указанного периода: это была небольшая полусферическая шапочка с круглым, слегка выпуклым верхом из четырёх клиньев и невысоким, расширяющимся к нижней части околышем. Фотографии С. И. Руденко, на которых запечатлены более двух десятков тюбетеек, позволяют предполагать широкое распространение в Тулвинском поречье в этот период простёганных тюбетеек [РЭМ. Фотоколлекция № 1022]. Тюбетейки изготавливали как в татарских и башкирских деревнях Пермского Прикамья, так пользовались спросом и изделия татарских казанских кустарей-ремесленников. Орнаментированные тюбетейки в этот период встречались достаточно редко, это были преимущественно изделия кустарного производства.
В конце ХIХ – ХХ веке у тулвинских татар и башкир бытовали и другие виды тюбетеек, которые приобретались на ярмарках. Большой популярностью пользовались покупные тюбетейки в виде усечённого конуса – каляпуши, широко распространённые у казанских татар. Зажиточные крестьяне, муллы, купцы приобретали каляпуши, украшенные вышивкой золотой и серебряной нитью, канителью.
Орнаментированные тюбетейки местного производства в этот период имели небогатый и несложный узор: волнистый или зигзагообразный узкий кант часто пришивался по краю околыша, на средней части околыша и на тулье вышивались небольшие круглые розетки. Розетки формировались из перекрещиваемых в центре и лучами расходившихся по кругу нитей. На чёрно-белых фотографиях сложно определить цветовую гамму вышивки, однако на сохранившихся образцах она не была полихромной.
Существенные изменения в орнаментальном оформлении головного убора и некоторые технологические особенности происходят к середине ХХ века, именно к этому периоду можно отнести и формирование промысла, становление основных технологических и художественных приёмов, характеризующихся существенным своеобразием, выделившим бардымскую тюбетейку среди других центров производства головных уборов татар и башкир.
Формирование промысла в середине ХХ века обусловлено несколькими взаимосвязанными причинами. Этот период характеризуется распространением и популярностью разных технологий вышивки, используемых для орнаментации предметов одежды, прежде всего, фартуков. Активное распространение вышивки в это время связано с угасанием узорного ткачества, характерного для более раннего периода. Наряду с традиционным тамбуром особую популярность приобретает вышивка гладью. Характерными и наиболее расхожими в этот период явились чёрные фартуки, богато орнаментированные полихромной вышивкой. Её популярность обусловила наличие почти у каждой девушки цветных хлопчатобумажных нитей для вышивания в полихромной гамме. Кроме того, в этот период живы были технологические приёмы орнаментации женских головных уборов, в том числе золотного шитья и вышивки бисером, характерными особенностями которых было выполнение вышивки поверх трафарета. Таким образом, развитие в целом декоративно-прикладного творчества в этот период способствовало формированию технологических и художественных особенностей для орнаментации тюбетеек.
Другой существенной причиной развития промысла именно в этот период явилась потребность в головных уборах, которую могли удовлетворить только местные мастера. Развивающаяся промышленность не обеспечивала татарские и башкирские деревни необходимым ассортиментом домашних головных уборов, отвечающих в том числе и национальным запросам по части художественных особенностей. Приток кустарных товаров из Поволжья, в том числе и тюбетеек, в этот период прекратился вместе с разрушением прежних центров и угасанием самого промысла. В то же время потребность в праздничной тюбетейке не исчезла, она была необходима как элемент костюма жениха и подарок невесты, праздничный головной убор для семейных торжеств и ритуалов, общественных праздников, в том числе и сабантуя.
Таким образом, целый комплекс причин явился фактором включения механизма саморазвития традиций и формирования на собственной этнической основе, с учетом сложившихся местных технологических и художественных промыслов по изготовлению орнаментированных тюбетеек. На протяжении более чем полувекового периода происходило развитие промысла, совершенствование технологических приёмов, применение новых материалов.
Технологические особенности изготовления бардымской тюбетейки имеют свои устойчивые каноны. Изготавливалась тюбетейка обычно из ворсовых тканей – плиса, бархата, плюша. Известны шапочки, выполненные из плотных гладких тканей. Для традиционных бардымских тюбетеек был характерен чёрный цвет. Чёрные орнаментированные тюбетейки – классический и наиболее распространённый вариант этого головного убора Тулвинского поречья. Известны тюбетейки, выполненные из материалов и другого цвета – тёмно-синие и тёмно-зелёные, бордовые. В 2000-е годы появляется новый вид – белая тюбетейка, неизвестная ранее. Так промысел достаточно быстро и адекватно отреагировал на появление светлых мужских костюмов, особенно в качестве нарядов жениха, так как традиционная тюбетейка по-прежнему сохранилась в свадебном костюме.
Бардымские тюбетейки приобрели с течением времени особую, характерную только для пермских татар и башкир, форму: невысокий околыш цилиндрической формы и полусферический пирамидальный верх, выполненный из четырёх клиньев. Первоначально в пермских тюбетейках полусферический верх значительно не выступал над околышем, однако появление орнаментированного верха потребовало увеличения этой части тюбетейки. Головной убор стал выполняться так, чтобы верхняя часть значительно выступала над околышем. Благодаря такому конструктивному решению орнамент верхней части тюбетейки был лучше виден. Увеличение верхней части происходило постепенно, только в последние десятилетия тюбетейка достигает своей современной формы. Тюбетейки 1960-е годов имеют меньшую верхнюю часть.
Этапы создания тюбетейки имеют чёткую последовательность, они связаны с основными технологическими приёмами её изготовления. Первоначально выкраиваются пять основных деталей изделия: неширокая длинная полоса для околыша, четыре клина в форме правильных равнобедренных либо равносторонних треугольников. Выкраивание деталей обычно происходит по трафаретам. Обычно у мастериц подобраны несколько трафаретов для разных размеров тюбетеек: «Есть заготовки на все размеры из картона, есть на 60 сантиметров (окружность головного убора), ещё побольше есть, есть на 55 сантиметров» (Бардымский район, с. Березники). Выкроенные заготовки подшивали к плотному картону. В некоторых случаях ткань и картон на деталях-заготовках соединяли при помощи крахмала. После раскроя приступали к орнаментации. Каждая деталь орнаментировалась отдельно. После выполнения вышивки на всех деталях, изделие собиралось: четыре клина сшивались вместе, образуя верх тюбетейки, затем верхняя часть соединялась с околышем так, чтобы раппорты узора этой части сходились с узорами верха тюбетейки. После соединения всех деталей изготавливалась подкладка из мягкой однотонной или цветной ткани – ситца, сатина. Чаще всего она также выполнялась из отдельных деталей, полностью повторяя раскрой тюбетейки. За счёт того, что верхние клинья и околыш подшивались к картону, тюбетейка была плотной и жёсткой, хорошо держала заданную форму. Готовое изделие обычно не стирали и использовали как праздничный и выходной головной убор.
Первоначально, особенно в 1950–1970-е годы, тюбетейка, как правило, орнаментировалась вышивкой цветными нитями. Однако доступность с 1980-х годов бисера, а с 1990-х и 2000-х и других материалов для украшения тюбетеек и создания узора, обусловили большую вариативность в технологических приёмах. С начала 1990-х годов вышитая цветными нитками тюбетейка постепенно уступает по распространённости головному убору, орнаментированному бисером. Появление в 1990–2000-е годы разнообразной швейной фурнитуры обусловило активное использование блёсток-паеток и других элементов в орнаментации тюбетеек.
Выполнение вышивки также имело характерные технологические особенности. Сначала по образцу вырезался трафарет узора из плотной бумаги или картона. Каждая мастерица хранила множество образцов элементов узора, из которых и составляла композицию. Трафарет пришивался к материалу и только затем обшивался хлопчатобумажными цветными нитями в технике глади. За счёт трафарета узор имел чёткие контуры и объёмность. Такой приём обшивания трафарета имеет прямые аналоги в вышивке головных уборов калфаков, на которых золотными нитями, канителью и бисером также узор чаще всего выполнялся поверх подложенного трафарета. Иногда вышивку дополняли бисером: отдельные цветные бисеринки пришивали по контуру узора.
Вышивка бисером также выполнялась по трафарету, в этом случае в качестве трафарета использовалась фольга или фольгированная бумага. Обычно для этого применяли серебристую фольгированную бумагу, в которую упаковывали чай. Фольгу из под шоколадных плиток использовали, предварительно приклеив её варёным картофелем на бумажную основу: «У фольги чтобы была бумажной основа. Заготовки на фольгу надо приклеить картошкой. Утюгом, картошкой. Картошку сварим, мажем и сюда, и утюгом, клеится она. Если клеем клеить – иголкой не проткнуть его, иголка ломается. Вышиваем» (Бардымский район, с. Березники). Необходимость в фольгированном трафарете обусловлена тем, что наиболее популярный для вышивки тюбетеек цветной прозрачный стеклянный бисер в этом случае приобретал особый блеск: «Если фольгу не сделать, бумажку, он [узор на тюбетейке] не светится. Если фольгу – светится, бисер хорошо светится» (Бардымский район, с. Березники). Бисером заполнялось все пространство узора по трафарету.
Основными навыками изготовления и орнаментации тюбетеек владела вся женская часть населения Тулвинского поречья, хозяйки шили тюбетейки своим домашним, на подарок родственникам и знакомым. Однако в каждой деревне были и особые мастерицы, специализирующиеся на изготовлении тюбетеек на заказ. Как правило, они владели более профессиональными навыками, были более опытными, их тюбетейки считались более совершенными. Технологические основы изготовления и орнаментации тюбетеек при этом оставались общими, различаясь лишь в деталях. Мастера, работающие на заказ, часто имели свои стилистические особенности в орнаментации. Отдельные мастера, насколько показывают наши полевые материалы, создавали и свои узоры, при этом в рамках общих местных орнаментальных традиций вышивки тюбетеек.
При всем многообразии и вариативности узоров, у бардымской тюбетейки есть свои особенности композиции раппортов узора на головном уборе, своеобразие её цветового решения. Для Тулвинского поречья обязательным является четырёхкратное повторение раппорта узора на верхней части тюбетейки – по одному на каждом клине. Узор должен был располагаться в рамках треугольника, заполняя значительную часть детали-клина. На околыше также идёт четырёхкратное повторение раппорта узора, при этом каждый раппорт должен располагаться непосредственно под узором верхней части. Особенностью композиции узора на околыше является его стилистическое единство с узором верхней части. Нижняя часть узора обычно повторяет большую часть узора верхней части.
Цветовое решение орнамента тюбетейки также имеет свои закономерности, прежде всего, характеризуется полихромностью. При вышивке нитками каждая деталь узора выполняется разным цветом. При этом при орнаментации тюбетеек в целом могли использоваться нити от двух до десятка цветов. Особенностью цветовой композиции является и отсутствие повторения в цветовом решении отдельных раппортов узора. При вышивке бисером также нередко бусинами одного цвета заполняли отдельную деталь узора, хотя чаще всего использовали иные варианты. В с. Березники Бардымского района, например, считали, что контур каждой детали должен быть выполнен более светлым бисером, нежели её внутреннее заполнение: «На край посветлее надо. Белый надо обязательно, чтобы контур был ярче, а внутри можно и потемнее цвета подобрать. Чтобы она издалека была видна». Полихромность в выполнении узоров тюбетейки связана с общими традициями декоративно-прикладного искусства татар и башкир: она характерна для ткачества, вышивки, аппликации [Валеев 2002; Авижанская 1964].
Состав узоров, встречающихся на бардымской тюбетейке, многообразен, одни из них являются более распространёнными, в других видны проявления индивидуального творчества мастериц. Наиболее типичным и популярным узором является яфрак – лист, чаще всего встречающийся на вышитых нитями тюбетейках: «Это старинный, называется. Это не цветок, лист яфрак. Это вообще старинный узор. Это у нас в Березниках самый ходовой узор» (Бардымский район, с. Березники). Технология выполнения вышивки по трафарету обусловила выполнение узора широкой полосой контура по краям и незаполненную вышивкой среднюю часть листа. Края листьев оформлялись зубачатым профилем. Общая композиция узора включает в себя трилистник на верхней части тюбетейки и два соединённых листа в нижней части. Каждый лист выполняется нитями разного цвета. Трилистник – один из наиболее распространённых мотивов орнамента татар и башкир, известный с древности [Валеев 2002: 48]. Особенностью бардымского трилистника является его использование как самостоятельного орнаментального мотива. В целом следует отметить, что растительные композиции являлись доминирующими в составе орнамента бардымской тюбетейки.
Среди узоров, выполняемых мастерицами в с. Березники Бардымского района – цветок колокольчика, ромашки, гусиная лапка. Популярность того или иного узора в отдельной деревне обусловила появление и географических наименований узоров – таныпский узор, ишимовский узор, березниковский узор по названиям населённых пунктов Танып, Ишимово, Березники: «В этой деревне этот узор, в другой – другой. Этот узор ишимовский, соседней деревни. Всё время там так вышивали. А у нас вот этот узор. Это тоже ишимовский орнамент. А это – таныпский, в Таныпе другие орнаменты» (Бардымский район, с. Березники).
Бардымская тюбетейка с её художественными традициями оказала влияние и на соседние территории Пермского Прикамья, прежде всего, Сылвенско-Иренское поречье. В татарских деревнях этих территорий можно встретить не только тюбетейки, приобретённые у мастериц Бардымского района, но и изделия местных мастеров, испытавшие сильное влияние бардымской традиции. В то же время для сылвенско-иренских татар характерно отступление от технологических особенностей изготовления тюбетейки, менее строгое следование канону в подборе узора и выстраивании композиции.
В последние десятилетия бардымская тюбетейка переживает один из сложных и интересных этапов своего развития. Она испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны головных уборов массового производства, прежде всего, лёгких турецких матерчатых тюбетеек с машинной вышивкой. Определённое влияние оказывает на современное развитие промысла казанская тюбетейка, как более известный и раскрученный бренд России. Наблюдается не только копирование казанских вариантов тюбетеек с плоским верхом, но и использование технологических приёмов изготовления казанской тюбетейки, прежде всего – простёгивания. Более простые в исполнении орнаментальные мотивы казанской традиции также проникают в Тулвинское поречье. В этих условиях требуются дополнительные общественные усилия по сохранению и развитию промысла, сохранению художественных традиций.
В то же время о развитии промысла свидетельствуют в настоящее время творческие поиски бардымских мастеров, как, например, появление нового варианта тюбетейки – небольшого сувенира с сохранением формы и орнаментальных приёмов бардымской тюбетейки. Явлением нового времени стало и отмечавшееся ранее появление свадебных белых тюбетеек. Творческое развитие получает и орнаментальная традиция. В с. Березники живёт одна из самых знаменитых бардымских мастериц – Ануза Сакаева. Её работы отличаются не только изяществом и тонкостью рисунка, но и особым почерком, который позволяет из сотни выделить тюбетейки мастерицы. В руках мастера не только сохраняются традиционные узоры и стиль бардымской тюбетейки, но и рождаются новые идеи. Именно А. Сакаева сотворила «бардымский» узор, в котором нашли место и цветок колокольчика и лапка гуся – символы Бардымского района, вошедшие и в герб муниципального образования.
«Бардымская тюбетейка» как один из традиционных и развивающихся народных промыслов стала одним из символов не только Бардымского района, но и всего региона. Коллекции бардымской тюбетейки сегодня представлены в ведущих прикамских музеях – Пермской государственной художественной галерее, Пермском краеведческом музее, Бардымском краеведческом музее. В 2007 году в с. Березники Бардымского района открылся «Музей тюбетейки», в котором собраны лучшие работы местных мастериц за последние полвека. Работники музея не только знакомят туристов и гостей с творческим наследием бардымской тюбетейки, но и проводят мастер-классы по изготовлению и орнаментации этого головного убора [Барда 2009]. Знакомство с бардымской тюбетейкой происходит и в образовательных учреждениях, где на уроках технологии, татарского языка педагоги знакомят учащихся и с народным промыслом. Технологии пошива традиционной тюбетейки осваивают также в Бардымском профессиональном училище № 84. Два мастера бардымской тюбетейки получили почётное звание «Народный мастер Пермского края»: в 2014 году Ануза Сакаева из с. Березники, в 2015 году Розалия Тляшева из с. Барда.
Таким образом, бардымская тюбетейка явилась одним ярких проявлений народного творчества башкир и татар Тулвинского поречья. Становление технологических и художественных традиций промысла происходило в середине ХХ века на основе традиционных технологий вышивки и этнических художественных традиций, проявившихся в орнаментальной композиции и полихромности. Уже в этот период бардымская тюбетейка приобретает яркие и характерные стилистические и композиционные особенности, выделяющие её на фоне традиций оформления тюбетеек в других группах татар и башкир. Во второй половине ХХ века тюбетейка местного производства стала единственным традиционным предметом в мужском костюме башкир и татар Тулвинского поречья, явившаяся главным его этническим символом. Современный этап развития промысла ставит задачу дальнейшего его сохранения и развития в сложных условиях влияния внешних художественных традиций, вытеснения предметами массового производства.
Фотографии из материалов этнографических экспедиций в Бардымский район Пермского края (рук. А.В. Черных). Предоставлены Пермским федеральным исследовательским центром УрО РАН.