ПДНТ «Губерния»


Пермский дом народного творчества «Губерния»
г. Пермь, ул. Советской Армии, 4
+7 (342) 221 73 84 Билеты: +7 (342) 221-55-55
Пермский дом народного творчества «Губерния»
Пермь, ул. Советской Армии, 4
Телефон: +7 (342) 221 73 84
Касса: +7 (342) 221 55 55

Коми-пермяцкий праздник «Стрӧча» (Троица)

Описание объекта нематериального культурного наследия Пермского края

Паспорт объекта и справочная информация

Категория: Обрядовые комплексы и праздники / Календарные обряды
Конфессиональная принадлежность: Православие
Этнос: Коми-пермяки
Места бытования: Российская Федерация, Пермский край, Кочёвский район, д. Кукушка
Язык: Коми-пермяцкий / Русский

Описание

Троицкие праздники и ритуалы у коми-пермяков можно рассматривать единым комплексом. Это и совокупность поминальных обрядов, приуроченных к Семику и Троицкой субботе, и собственно Троица Стрӧча, троицкие гуляния, и неделя после Троицы, когда отмечаются именины леса, земли и воды.

Поминальные обряды – Семик и Троицкая суббота. Традиционно троицкая обрядность начиналась у коми-пермяков с поминовения умерших. В четверг начинается Семик – главный поминальный день у коми-пермяков.

Поминовение разделяется на две части. Сначала поминают в кругу семьи, затем идут на кладбище: «Суббота, четверг на Семик ходят на кладбище. Срядятся в дубасы, сарафаны и стар и млад».

Поминание дома начиналось с молитвы. В доме коми-пермяков находились самодельные кадила. Зажигали его в Семик, освящали кадилом еду, читали молитву, перечисляли имена тех, кого поминают и только после этого приступали к трапезе. Кухня троицкого периода преимущественно постная, но содержит в себе молочные и рыбные блюда. Самое распространенное из них – «черинянь» (рыбный пирог), оладьи, крупяные шаньги на сметане, селянка из яиц и сметаны, вареное яйцо. Когда все садились за стол, хозяин дома приглашает души умерших присоединится к трапезе, говоря: «Локтö вошшö!» (Подходите, питайтесь – угощайтесь»).

После того, как помянули предков дома шли на кладбище. Обязательно брали мед, рыбный пирог, шаньги, яйца: «Еще ходят на Семик, в Троицу. Молятся на кладбище. Пиво, квас берут, рыбные и капустные пироги. Скатерть на могилку положат, стряпню выложат». «На Семик пиво, брагу надо делать, на кладбище нести». Поминовение на кладбище не ограничивается трапезой. «Пришедший (на кладбище) приносит с собой баночку или тарелочку, к которых разжигается поминальный огонь из бересты, смоляных щепок или ладана, и окуривает могилу. Весь поминальный обряд совершался стоя». Обряд на кладбище завершается прощальными поклонами у головы и ног покойника. Не оборачиваясь, родственники умерших уходят обратно в деревню.

Троица. Стрӧча
Троицу коми-пермяки называют «Стрӧча», «Стречалун». Праздник начинался с воскресной литургии. «На Троицу гуляли. Раньше у нас была церквушка, утром помолятся». «В этом месте стояла часовенка, я, правда помню её уже не действующей, уже даже без крыши, были одни стены. И я помню ещё в Троицу утром всегда ходили вот, часовенки уже не было, но утром всё равно ходили к этой часовенке, приходили бабушки и молились». И в настоящее время в Троицу также совершается служба в часовне, в некоторые годы совершается крестный ход по селу.

Гуляния начинаются с хоровода-шествия и песнями, который шел из деревни Кукушка на поляну у р. Сеполька. «На луга ходили играть, через девку каживали. Мы идём, и они парой идут, потом меняются. Пели. Так и пройдут всю деревню». На поляне встречают гостей, хлеща их березовыми ветками и желая хорошего здоровья, всяческих благ. Главным украшением Троицы и неотъемлемым её элементом является берёза. «В Троицу березу снарядят. Веников наломают, из них чучело свяжут, в женское обрядят. С ним гуляли молодежь, песни поют». «Березу около качули ставят. Бусы и ленты, ее сряжают». Часто атрибутом троицкой березки была и наряженная кукла,
известная в локальной традиции как Соломея. «Соломею наряжали. [Эта березка Соломеей называется?]Нет, кукла, как человек стоит». «Ставят большущую [березу], лавки поставят, кукол посадят».

Девушки плели венки из березовых веток и полевых цветов, пели песни. Люди собирались на поляне, общались. После наступала главная часть праздника – гуляние вокруг березы. Начиналось все с хоровода. Исполнение хороводов могло чередоваться с различными играми. Популярны были целовальные игры, пляски с частушками. На березе завязывали ленты, лоскутки ткани, вместе с этим загадывали желание. В почете были красные лоскутки, но строго этого правила не придерживались. «[Березку] снаряжали. Окрашивали ленточками. Ленточки из магазина. Возьмут и окрасят, — баско. Большие бантом, маленькие так привяжут». «Березку украшали ленточками,
платками. Кто пояс повесит, кто платок, кто ленту. Каждый, кто мог, из дома нёс».

Во время гуляния ставили вариться уху. На место гуляния приносили еду – выпечку, яйца, приготовленные в разных видах (вареные, глазунья, яичница), открытый рыбный пирог, квас, сур и брагу. Клали под березу. Старожилы вспоминают, что под березой иногда было такое разнообразие и объем, что напоминало базар или рынок. Каждый желающий подходил к березе и брал угощение.

После начиналось прощание с березой. С ветвей снимают все украшения: «Нельзя уносить березку украшенную». Затем березу поднимают на руки. Те, кто не успел поднять березку за ствол, стремится ухватиться за веточку. Березку несут к реке неторопливо, с песней «На горе-то калина, а под горою малина. Под горою, Сашенька, малина…». После этого ее бросают в воду и прощаются до следующей Стрӧчи. «Пусть березка плывет, всё плохое унесет!». Девушки опускали в воду венки и смотрели, как он плывет. Исходя из того в какую сторону, насколько быстро, крутясь или статично, прибивается ли к берегу венок, можно было предугадать как девушка встретится со своим будущим мужем и встретится ли вообще. «Если придёт обратно на этот берег, значит, здесь и останетесь. Значит, в свою деревню замуж выйдешь». Возвращение обратно на поляну происходит также с хороводом через человека. Выглядит это так: все встают в длинную цепочку.
Замыкающий берет за руки участника, который стоит через одного и они проходят парой вперед. Когда цепочка участников заканчивается, пара расцепляет руки и встает в начало цепочки. Человек, ставший замыкающим повторяет те же действия. Так движение продолжается непрерывно под пение песен. Процессия направляется обратно к деревне.
Завершается праздник совместным поеданием ухи, которая к этому моменту уже успевала приготовиться.

Именины леса, земли и воды
На следующий день после Троицы наступали именины леса, земли и воды. Получалось, что эти обряды продлевали Троицкую неделю и были с ней тесно связаны: «Нельзя траву шевелить, сегодня трава именинница. Второй день – земля, а третий – вода именинница». Именины леса отмечаются в саму Троицу – «Лес это именинник [в Троицу]». Отмечалось, что в этот день
нельзя рубить деревья, ломать ветки. «У дерева именины, дак нельзя рубить. Заранее её (березку) рубят, за день».

В понедельник после Троицы именинницей считается земля. «Старики не работали, праздновали. Это, говорят, именины земли». «Это понедельник после Троицы. Не работали в этот день. Старики ходили в валенках, чтобы землю не трогать». Чаще всего этот понедельник называют Духов день. В
этот день нельзя копать, полоть. В прежнее время отмечалось, что нельзя ходить в обуви, старики ходили босыми или в валенках: «Духов день земля именинница. Старые люди не ходили в лаптях. Чтобы земля мягче была, ходили в валенках или босиком. У земли имя Духов день. Мы знаем, что
земля именинница, но не празднуем». «Духов день — это у земли, после Троицы 2 день, Понедельник. В этот день старики в валенках ходили, чтоб не топтать землю». Помимо запрета на деятельность связанную с землей существовал запрет не купаться в воде в Духов день. Именины воды могли прурочивать либо к Троицкой субботе илит ко вторнику на неделе после
Троицы: «У воды именины — третий день после Троицы. Поливать нельзя». В этот день накладываются запреты на действия с водой. Запрещается стирать, делать уборку, поливать огород.

Предметы, имеющие отношение к объекту
Ритуальные предметы: украшенная березка, венки, кукла Соломея.

Способы и формы передачи традиции
Многие традиции троицкой обрядности сохраняются в живом бытовании и передаются на уровне семейных и локальных коллективов. Ритуалы поминовения в Семик и действия с березкой совершаются ежегодно.

Справочная информация

Коми-пермяцкий округ Пермского края, Кочёвский район, д. Кукушка. Изучение и фиксация троицкой обрядности в деревне Кукушка проводилась во время этнографических экспедиций Пермского дома народного творчества, Института гуманитарных исследований УрО РАН. 

Источники информации

Библиография

1. Черных А.В. Народы Пермского края. История и этнография. – Пермь: Издательство «Пушка», 2007. – 296 с.

2. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми-пермяков. Издание 2-е, дополненное. – Кудымкар: Коми-пермяцкий этнокультурный центр, 2018. – 304 с.

Современное состояние объекта

Праздник и ритуалы Троицы в деревне Кукушка совершаются ежегодно. 

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

В последние годы традиционный праздник проводится в рамках программы «59 фестивалей 59 региона». 

Авторы/Составители

Чернышева Юлия Сергеевна, научный сотрудник Института гуманитарных исследований УрО РАН

Чудинова Елена Михайловна, специалист этно-центра ГКБУК «Пермский дом народного творчества «Губерния»

Фотографии

Хоровод-шествие жителей д. Кукушка на поляну у р. Сеполька (фото – Ю. С. Чернов)

Пришедших хлещут берёзовыми ветками, с пожеланиями всех благ и здоровья (фото – А. П. Гречищев)

Хоровод вокруг берёзы (фото – Ю. С. Чернов)

Девушки плетут венки (фото – Ю. С. Чернов)

Пляска вокруг берёзы (фото – А. П. Гречищев)

Завязывание лент на ветках берёзы (фото – Ю. С. Чернов)

Девушки гадают, плетя косу из веток берёзы (фото – Ю. С. Чернов)

Молодёжная целовальная игра (фото – А. П. Гречищев)

Качели «чеччасьны» (фото – Ю. С. Чернов)

Качели «лодка» (фото – Ю. С. Чернов)

Качели «гигантские шаги» (фото – Ю. С. Чернов)

Качели «лодка» (фото – Ю. С. Чернов)

Прощание с берёзой (фото – Ю. С. Чернов)

Прощание с берёзой (фото – Ю. С. Чернов)

Опускание берёзы в реку (фото – Ю. С. Чернов)

Пускание девушками венков по воде (фото – Ю. С. Чернов)

Возвращение хороводом через один на поляну (фото – Ю. С. Чернов)

Совместная трапеза после проводов берёзы (фото – кадр из фильма «Строча». Троицкая обрядность в деревне Кукушка Кочёвского района»)

Коми-пермяцкая уха (фото – кадр из фильма «Строча». Троицкая обрядность в деревне Кукушка Кочёвского района»)