ПДНТ «Губерния»


Пермский дом народного творчества «Губерния»
г. Пермь, ул. Советской Армии, 4
+7 (342) 221 73 84 Билеты: +7 (342) 221-55-55
Пермский дом народного творчества «Губерния»
Пермь, ул. Советской Армии, 4
Телефон: +7 (342) 221 73 84
Касса: +7 (342) 221 55 55 | Купить билеты

Техника росписи по дереву «Обвинская роспись»

Описание объекта нематериального культурного наследия
Пермского края

Паспорт объекта и справочная информация

1. Наименование объекта: Техника росписи по дереву «Обвинская роспись»

2. Краткое описание: Обвинская роспись — яркое явление в народных росписях Прикамья XIX — начала XX века, украшала деревянную утварь: прялки, бондарную посуду, игрушки. В центре композиции, как правило, располагался цветок «обвинская роза», растительные узоры (трава, длинные пушистые стебли и плоды) заполняли свободное пространство. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 1870-м годам. Учитывая, что основными центрами токарного и бондарного промыслов на р. Обве в то время были Сретенская и Кривецкая волости Пермского уезда, можно предположить, что в деревнях этих волостей и зародилась традиция расписывать деревянные изделия.

5. ОНКН Категория: Техники и технологии – Техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами

6. Этническая принадлежность Русские

7. Конфессиональная принадлежность Православные

8. Язык Русский

9. География, место бытования: Ильинский район: пос. Ильинский, Деревни Коневские, Кущер, Антоновцы, Гили, Панкраши, Малоземы, Назорово, Зинки, Першата, Рубцова, Сартасы, Сретенское и др.

Пермский район: д.Гари и др.

Добрянский район

Служебная информация

1. Автор описания: Анянова Ольга Петровна

2. История выявления и фиксации объекта: Пермская область, или Прикамье, занимает значительную часть Приуралья. В прошлом на этой территории располагались западные уезды Пермской губернии, а в XVI – XVIII веках – Восточное Поморье. Среди многочисленных видов народного творчества выделяется декоративная роспись по дереву. Впервые о пермских росписях по дереву упомянул журналист В.И. Немирович-Данченко в 1870 годы. После революции о разнообразии росписей Прикамья писали исследователи художественной культуры Урала П.С. Богословский, А.К. Сыропятов, Н.Е. Ончуков. Настоящее открытие росписей, определившее их место в отечественной культуры, произошло только в 60-е годы ХХ века благодаря экспедиционной и практической деятельности сотрудников Научно-исследовательского института художественной промышленности.

7. Библиография

Народная роспись по дереву / автор-сост. В. А. Барадулин. Пермь. Пермское книжное издательство, 1987

Барадулин В. А. Обвинская роза (крестьянские росписи Прикамья второй половины XIX — начала XX века) /сб тр НИИХП. М., 1973. Вып. 7.

8. Дискография

9. Фильмография

Проект ТК «Культура»: Ремесло 85: «Прикамская роспись» (Автор – Ольга Климова, Режиссер – Александр Егупец, Режиссер монтажа – Сергей Вилькоцкий, Текст читал – Андрей Гриневич).

Обвинская роспись. Мастер-класс от Елены Курбаш

Обвинская роза. Часть 1

Обвинская роза. Часть 2

Техника росписи по дереву «Обвинская роспись»

Обвинская роспись — яркое явление в народных росписях Прикамья XIX — начала XX века, украшала деревянную утварь: прялки, бондарную посуду, игрушки. В центре композиции, как правило, располагался цветок «обвинская роза», растительные узоры (трава, длинные пушистые стебли и плоды) заполняли свободное пространство. Время и точное место возникновения живописного промысла на реке Обве не известно. Самые ранние датированные прялки относятся к 1870-м годам. Учитывая, что основными центрами токарного и бондарного промыслов на р. Обве в то время были Сретенская и Кривецкая волости Пермского уезда, можно предположить, что в деревнях этих волостей и зародилась традиция расписывать деревянные изделия.

Обвинская роспись — один из видов уральской кистевой росписи по дереву, имеющая уникальные характерные особенности: локальный характер бытования, контрастность сопоставления яркого цветного фона с живописным орнаментом (как правило, на теплом фоне орнамент холодных оттенков и наоборот), центрическая композиция, графичный плоскостной характер росписи, наличие исключительно растительного орнамента, наличие уникальных элементов — цветка «обвинская роза» (тугой завиток со спиралевидным мазком в середине) и восьмилепестковый цветок «звезда», характерные ланцетовидные листья.

Деревянные изделия с обвинской росписью хранятся в фондах Пермского краеведческого музея, Пермской государственной художественной галереи, Ильинского районного краеведческого музея, Соликамского краеведческого музея. В 1970-80-е годы обвинская роспись была возрождена на Краснокамской фабрике игрушек в объединении «Парма». С 2010 г технология обвинской росписи воссоздана мастером народных промыслов Т. И. Котеговой (педагог Музея-школы имени Императрицы Александры Федоровны), используется при изготовлении сувениров, детских игрушек, в оформлении интерьеров. В настоящее время обвинская роспись применяется и другими мастерами г. Перми при создании сувенирных изделий.

Деревянные изделия с обвинской росписью хранятся в фондах Пермского краеведческого музея, Пермской государственной художественной галереи, Ильинского районного краеведческого музея, Соликамского краеведческого музея. Также обвинская роспись существует в реконструированной форме: мастера г. Перми используют мотивы и технику обвинской росписи, украшая сувениры, игрушки из дерева, в оформлении интерьеров.

В ранних памятниках обвинской росписи прослеживаются ее многообразные связи с искусством русского Севера (живописная манера письма, когда непросохшие краски смешивались на расписываемой поверхности, создавая переходы от цвета к цвету, пробелы поверх подмалевков, расположение главных мотивов — двух-трех цветов и плодов — на оси симметрии). Характерная особенность обвинской росписи — восьмилепестковый цветок-звезда. Размещение звезды вверху, ее отличие от растительных форм может быть объяснено только тем, что она является эмблемой, фирменным знаком мастера. Такую же звезду ставили на своих работах рисовальщики, иконописцы и маляры выгорецкого старообрядческого общежития. Выгорецкие мастерские в XVIII—XIX веках являлись крупным центром народного искусства Олонецкой губернии. Там изготавливали расписную утварь, переписывали и иллюстрировали книги, печатали лубочные картинки, широко расходившиеся по русскому Северу, Уралу и Сибири. В 1850-е годы, в период очередного запрещения старообрядчества, общежитие было разогнано, мастера вынуждены были скрываться. Некоторые из них могли перебраться в Прикамье. Вероятно, какой-нибудь выгорецкий живописец способствовал развитию промысла в районе реки Обвы. Появившийся в обвинской росписи на рубеже XIX-XX веков мотив кудрявой, так называемой шенкурской веточки, заменившей привычную звезду, заставляет искать связь с шенкурской (глубоковской) росписью русского Севера; близки к шенкурским масштаб и трактовка мотивов, на обвинских прялках такие же округлые формы, связывающие листья-завитки и утолщающие основной стебель. В целом можно сказать, что шенкурская традиция оказала благотворное влияние на позднюю обвинскую роспись. («Народная роспись по дереву»/ Автор-сост. В.А.Барадулин. Пермь. Пермское книжное издательство, 1987).

В развитии обвинской росписи наблюдается несколько этапов:

Ранние памятники обвинской росписи

Зачастую используется прием, когда непросохшие краски смешивались на расписываемой поверхности, создавая мягкие переходы от цвета к цвету. Поверх подмалевков накладывались пробелы (разработка белилами), придающие им формы листьев, цветов и ягод, мотивы приобретали некоторую объемность. Но фронтальное положение основных пятен способствовало сохранению плоскостного характера росписи.

Расположение главных мотивов – двух-трех цветов и плодов на оси симметрии – сближает роспись обвинских прялок с резными прялками Вологодской и Архангельской областей.  Однако декор обвинских прялок наполнен новым содержанием, обусловленным местной традицией. Об этом свидетельствуют некоторая графичность в трактовке мотивов, решение основных групп в виде цветка или яблока с веером лепестков и цветка с двумя расходящимися веточками. Ощущение роста возникает благодаря сильному движению внутри отдельных групп и ритмическому повтору замыкающих их полукружий.

Для росписи этого периода характерно контрастное сопоставление яркого цветного фона с живописным орнаментом.  Цветы, обвинские розы, располагали в центре композиции или на оси симметрии, а травкой, длинными пушистыми стеблями и ягодками заполняли свободное пространство.

В период расцвета обвинской росписи (1870-1900 гг) следствием  роста промысла стало упрощение композиций, в которых симметрия уступает место свободно  разбросанным мотивам. Появились также своеобразные графические приемы, связанные с ускорением процесса выполнения рисунка, изменился колорит – стали преобладать ярко-зеленые, оранжевые, голубые цвета. Обвинская роза – цветок с круто закрученной спиралью серединкой и мелкими лепестками – превратилась в бутон, листья приобрели четко очерченную ланцетовидную форму. Много места стали занимать легкие пушистые веточки-травки. Исчезли живописные переходы цвета, видимо, потому, что оживки (разработка дополнительными цветами)
и графические разделки (разработка темными цветами – синим, коричневым, черным) наносили на уже просохшую краску подмалевка. Яркость фона и орнамента сблизилась, выделяется только светлый тон оживок, поэтому роспись стала более плоскостной.

В обвинской росписи конца XIX века существует две разновидности: графическая – с характерной четкостью форм и локальностью окраски – и  живописная – с  заметным отклонением к графике. По сравнению с ранними произведениями обвинских мастеров росписи стали ярче, их цветовая гамма расширилась, усилился контраст синего, зеленого, оранжевого фона с растительным узором. Основным мотивом осталась  крупная розетка с пятью или семью лепестками, которая почти не претерпела изменений, тогда как остальные мотивы выполнялись в многочисленных вариантах.

В поздней обвинской росписи выделяется живописный вариант
с небольшими пастозными мазками, выполненными густотертой краской, на которой при высыхании остаются следы кисти. Густотертые краски и крупные мазки с неровными краями придают росписи несколько небрежный вид. При сохранении традиционной трехчастной композиции грубоватые приемы письма создавали иной образ, в котором цветущее деревце заменялось фейерверком каплевидных мазков, расходящихся лучами от главных пятен, а цветы превратились в огненные колеса. Но, несмотря на экспрессивность письма, композиция сохраняла определенность и целостность. Ритмическую организацию вносили группы из трех параллельных мазков, расположенных в кругах и по краям лопасти.

В начале XX века заметно изменилась форма обвинских прялок, облегчились их объемы: лопасть стала более плоской, очертания ее – узорней, плавная линия верха, напоминающая женский кокошник, сменилась изломанной. Ножку теперь вытачивали отдельно, она стала тоньше, сложнее по рисунку, увеличилось число точеных перехватов и яблок. Дробность формы подчеркивалась пестрой раскраской ножки, причем составляющие ее цвета не повторялись в росписи лопасти. Для усиления яркости в украшении прялок начали применять сусальное золото. В композиции обнаружилась схема – перекрестие диагоналей с осью симметрии. Травка превратилась в плотные кудрявые ветви. Легкие мазки сменились закрученными завитками – одинаковые в своем многократном повторении, они стали скучными. Построение отдельных групп из измельченных мотивов сделало роспись дробной. Свободный мазок вытесняется линией и закрашенной плоскостью. Художественное качество снижается, уступая место по-своему понятной пышности.

Появившийся в обвинской росписи на рубеже XIX-XX веков мотив кудрявой, так называемой шенкурской веточки, заменившей привычную звезду, заставляет искать связь с шенкурской (глубоковской) росписью русского Севера; близки к шенкурским масштаб и трактовка мотивов, на обвинских прялках такие же округлые формы, связывающие листья-завитки и утолщающие основной стебель. В целом можно сказать, что шенкурская традиция оказала благотворное влияние на позднюю обвинскую роспись. Изменился характер композиций, увеличение травки сделало их более легкими и способствовало естественному соединению декора с новой формой и массой прялок. С уменьшением общего количества деталей росписи усилилась роль фона, цветового контраста. Благодаря открытым плоскостям цвет, не достигая предельной яркости, стал работать в полную силу. Мотивы приобрели большую выразительность за счет того, что отбрасывались мелкие элементы. Появилась быстрота в работе, необходимая при массовом производстве.

Специалист Этно-центра
Государственного краевого
бюджетного учреждения культуры
«Пермский дом народного творчества»
О.П. Анянова

Все предметы хранятся в фондах ГКБУК «Пермский краеведческий музей»

Автор фото Ю.С.Чернов

ПОКМ-18624/72

Инв. № Д/СХП-339, Фонд “Этнография. Дерево”

Время и документы поступления: 11.08.1988 г. от Поносова Г.М. (с. Слудка). Дар. Коллекционная опись № 17 (1993 г.). Акт приема в постоянное пользование № 31-43 (1993 г.). Акт приема в постоянное пользование № 354 (1988 г.)

Прялка точеная [обвинская роспись]

Датировка: Начало XX века

Место создания: Пермская губ., Слудка

Материал: дерево, краска

Техника: токарное точение, резьба, окраска, роспись

Размеры: высота 80 см, ширина лопасти 22,5 см, длина донца 55,5 см

Описание: Составная, из двух частей: лопасти с ножкой, сделанных из одного куска дерева, и донца. Лопасть с кокошникообразным верхом: полукруглый выступ посередине и дугообразные выемки с боков. Устье мысовидное, с вогнутыми скосами. Боковые стороны лопасти прямые, вертикальные, на них выполнены небольшие подрезы. Сбоку, ближе к верху лопасти – небольшое круглое сквозное отверстие. Ножка круглая в сечении, точеная, состоит из ребристых «яблок». Ножка присоединена к донцу под прямым углом, соединение шиповое: прямоугольный шип ножки вставлен в паз в донце. «Пятка» донца зауженная и утолщенная. Свободный конец донца закруглен. Доминирующая окраска оранжевая: окрашены лицевая сторона лопасти и нижняя часть оборотной стороны, а также прилегающая к ножке часть донца (примерно треть донца). Лицевая сторона лопасти и нижняя часть оборотной стороны декорированы росписью. Цвета росписи: голубой, зеленый, желтый, белый, черный. Роспись обвинская, присутствует сильный цветовой контраст: на ярком оранжевом фоне – роспись с преобладанием голубого цвета. На лицевой стороне трехъярусная цветочная композиция. В нижней части оборотной стороны изображен полуцветок. Окраска ножки – чередование синего и оранжевого цветов.

Сохранность: Трещины, выщербины, потертость, утраты красочного слоя

ПОКМ-5392

Инв. № Д/УП-568, Фонд “Этнография. Дерево”

Время и документы поступления: 05.11.1947 г. Из старых поступлений. Закупка. Акт приема в постоянное пользование от 05.11.1947

Лагун бондарный (расписной, для кваса или браги)

Жбан

Датировка: Начало XX века

Материал: дерево, масляная краска

Техника: бондарная работа, окраска, роспись

Размеры: высота 30 см, диаметр 22 см

Описание: Цилиндрической формы, немного сужается кверху. Из нешироких клепок, скрепленных четырьмя обручами из прута, расколотого пополам (в верхней и нижней частях тулова по два обруча, каждый обруч двойной). Ручка резная из доски, фигурной формы, прикреплена к одной из клепок с помощью шурупов. К верхней части ручки с помощью деревянной шпильки прикреплена откидная крышка круглой формы с фигурным выступом, к которому прикреплена маленькая крышечка для носика. Сверху на крышке ручка в виде дуги и задвижка. На противоположной от ручки стороне тулова – носик из естественной ветви дерева, выдолбленной изнутри. Лагун окрашен в синий цвет, обручи красно-коричневые. На боках тулова роспись: в центре обвинская роза, от которой в стороны отходят два побега с круглыми и каплевидными листьями и тонкими травками между ними. Цвета росписи: красно-коричневый, белый, черный. На крышке по сторонам от ручки написаны крупные цветы с круглой серединкой и шестью отлетающими круглыми лепестками.

Сохранность: Потертость, местами повреждение красочного слоя. После реставрации.

Изменения сохранности: Потерт, загрязнен, красочный слой местами шелушится и отслаивается, рассохся, обручи спадают.

Проведённая реставрация: Сидоров И.И., художник-реставратор по дереву ПКМ. Частичный демонтаж. Сухая чистка. Промывка (вода+спирт+уайт-спирит, 1:1:1). Уменьшение диаметра обручей. Тонировочные работы (политура, спирт, краситель). Консервация. Март 2015 г.

Этническая принадлежность: русские

Библиография: Очерк кустарных промыслов Кунгурского уезда. Пермь. 1915 г.; Расписные изделия мастеров Урала. Москва. 1979 г.

Публикации: Барадулин В.А. Народная роспись по дереву. Пермь. 1987 г.

Рубрики: Обвинская роспись

ПОКМ-17025/21

Инв. № Д/СХП-18, Фонд “Этнография. Дерево”

Время и документы поступления: 18.10.1982 г. от Кадочниковой И.П. Передача. Коллекционная опись № 108 (1982 г.). Акт приема в постоянное пользование № 157 от 30.09.1982. Протокол ФЗК № 9/14 от 27.08.2014. Протокол ФЗК № 15/15 от 02.11.2015

Прялка токарная с росписью (Обвинская роспись)

Датировка: Начало XX века

Место создания: Пермская губ., Пермский уезд. Обвинское поречье

Материал: дерево (береза), масло

Техника: токарное точение, резьба, окраска, роспись кистевая

Размеры: Выс. – 90 см, лопасть 41х24 см, донце – 57х  см

Место, дата и автор находки: Экспедиция. Экспедиция на тему «Хозяйство и быт русских крестьян Верхне-Муллинской волости Пермского уезда в конце ХIХ – начале ХХ века». 1979-1981 гг.

Описание: Прялка – пресница с классическим вариантом обвинской росписи. Составная, ножка токарного точения и лопасть выполнены из цельного дерева. Ножка стройная, в верхней части выделен округлый столбик для захвата рукой, ниже расположены точеные ребристые “яблоки” с глубокими перехватами, конец ножки оформлен высоким столбчатым стояном. Донце узкое, с небольшой пяткой, свободный конец донца закруглен. Лопасть широкая прямая. Верхний край вытянут и закруглен, по бокам – пологие сколы. Нижний край лопасти конусовидный с крутыми выемками. Общий фон росписи – ярко-синий. На лицевой стороне лопасти  написана 3-х частная сложная композиция; в устье лопасти – обвинская роза со штрихованными лепестками и двумя расходящимися ветками с крупными листьями красного, белого и зеленого цветов. В центре лопасти по горизонтали полукруглая ветка со штрихообразными красными листьями и черно-белые короткие прописки. В верхней части – обвинская “роза”, аналогичная нижней. На внутренней стороне лопасти: фон дан на 1/4 лопасти, на нем в устье лопасти написан цветок с 8-ю отлетающими листьями в обрамлении коротких штрихов. Ножка: чередование синего и красного цветов. Донце на 1/3 и пятка окрашены красной охрой. Цвета росписи: белый, красный, зеленый, черный.

Сохранность: Отколот боковой край донца, трещины по дереву, частичная утрата красочного слоя.

Легенда: Прялка была получена у Кадочниковой Ирины Павловны (1912 г.р.), проживает в Верхних Муллах, Шоссе Космонавтов, 294. Прядет на пресницах и самопрялке, сделан фотоснимок Кадочниковой за работой на самопрялке.

Комментарий: По форме и манере росписи прялка относится к классическому варианту обвинской росписи. Четко прослеживаются характерные черты: традиционная форма лопасти, точеная ножка, яркий ярмарочный фон, сложная композиция рисунка с включением элементов обвинской розы и цветка с 8 лепестками. По предположению В.А. Барадулина, роспись предметов быта, имевшая распространение среди крестьян Обвинского поречья, зародилась в середине XIX в. и начало ее положили выходцы из поморского старообрядческого толка с Выга. В конце XIX – начале ХХ в. роспись деревянных изделий, в том числе и пресниц, вылилась в крупный промысел, продукция которого шла на продажу.

Выставки: «Выставка в рамках Всероссийского форума-диалога “Гражданское единение в региональном измерении”» (Выставочный центр “Пермская ярмарка”, время проведения 17-19 сентября 2014 г.)

Библиография: Барадулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. 1982, с. 24-29; Бежкович А.С. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. Определитель. Москва. 1959, с. 85-86; Основы художественного ремесла. Москва. 1979 г. с. 93, 99

Рубрики: Народная роспись по дереву

ПОКМ-17025/94

Инв. № Д/СХП-25, Фонд “Этнография. Дерево”

Время и документы поступления: “”18.10.1982 от Баклановой А.И. Передача. Акт приема в постоянное пользование № 157 от 30.09.1982. Коллекционная опись № 108 (1982 г.) от 30.09.1982. Протокол ФЗК № 9/14 от 27.08.2014. Протокол ФЗК № 15/15 от 02.11.2015

Прялка составная токарная. Обвинская роспись

Датировка: Конец XIX – начало XX века

Место создания: Пермская губ., Пермский уезд. Обвинское поречье

Материал: дерево  (береза, ель (?)), масляная краска

Техника: резьба, токарное точение, окраска, роспись

Размеры: лопасть 37 х 20 см, донце 64 х 10 см, высота 82 см

Место, дата и автор находки: Пермская обл., Пермский р-н, Осенцовский с/с, д. Страшная. Димухаметова С.А. Экспедиция на тему «Хозяйство и быт русских крестьян Верхне-Муллинской волости Пермского уезда в конце ХIХ – начале ХХ века». 1979-1981 гг.

Описание: Прялка составная, ножка токарной работы. Ножка и лопасть выточены из одной доски. Донце вырезано из ели (?) – в виде длинной узкой лопатки, переходящей в невысокую прямоугольную пятку, свободный конец донца закруглен, к пятке донце заужено. Ножка – верхняя часть в виде столбика, ниже точеные фигурные “яблоки” с неглубокими перехватами, заканчивается ножка высоким цилиндрическим стояном. Лопасть широкая, верхний край вытянут и закруглен, по верхнему и нижнему краю сегментарные выемки. Роспись на обеих сторонах лопасти. На лицевой стороне на ярко-оранжевом фоне написана трехчастная композиция. В устье крупная “обвинская роза” с крутыми желтым и белым завитками, 5-ю отлетающими ланцетовидными лепестками и тонкими мазками “травки” между ними сверху и небольшими каплевидными лепестками снизу. Над розой по обе стороны написаны перистые голубые ветки. В центре крупная “обвинская роза” с тремя ланцетовидными лепестками и двумя ветками с ланцетовидными листьями; по бокам и снизу от “розы” по две изогнутые пушистые травки. Вверху лопасти небольшой цветок с 8-ю отлетающими каплевидными лепестками синего и желтого цвета и тонкими мазками “травки” между ними. Внутренняя сторона лопасти на 1/3 окрашена ярко-оранжевым фоном. В устье написана крупная “обвинская роза” с пятью крупными отлетающими ланцетовидными лепестками сверху и небольшими каплевидными лепестками снизу, по бокам от “розы” два фигурных завитка, сверху изогнутый ряд мелких каплевидных мазков. Ножка: чередование оранжевого, синего и желтого цветов, стоян ножки и пятка донца окрашены в голубой цвет. Цвета росписи: красный, зеленый, желтый, голубой, черный, белый.

Сохранность: Общая потертость, мелкие сколы древесины, на донце сквозная трещина около 30 см длиной, природная деформация дерева на лопасти прялки.

Проведённая реставрация: Художники-реставраторы И.В. Арапов, Г.П. Хоменко, резчик по дереву А.В. Ившин: закреплена ножка в донце (подклейка, укрепление с клиньями) проведена промывка, закрепление красочного слоя, восстановление художественных утрат красочного слоя, вощение всей поверхности. 1985 г.

Этническая принадлежность: русские

Легенда: Принадлежала Баклановой Анне Ивановне (1907 г.р.), жительнице д. Страшная Осенцовского с/с, вышла сюда замуж в семью гончаров в 1925 г. Прялка была куплена в Перми, получена в наследство от мамы и бабушки, ее привезли из д. Шульгино, где родители жили раньше.

Комментарий: По форме резьбы и манере росписи прялка относится к классическому варианту т.н. “обвинского типа”. Четко прослеживаются характерные черты работы обвинских мастеров: традиционная форма лопасти и ножки, яркий фон, включение в композицию рисунка “обвинской розы”. Сложная композиция росписи связана с индивидуальным творчеством мастера, расписавшим ее. По предположению В.А. Барадулина, роспись по дереву, бытовавшая среди крестьян Обвинского поречья, зародилась в середине XIX в., начало ее положили выходцы из поморского старообрядческого толка с Выга. В период капитализма изготовление прялок и прочих расписных предметов обвинских мастеров вылилось в крупный промысел, изделия которого шли на продажу. В данном случае пресница была куплена в Перми. Прялки обвинских мастеров получили широкое распространение среди крестьянского населения Пермского уезда в кон. XIX – нач. ХХ в.

Выставки: «Выставка в рамках Всероссийского форума-диалога “Гражданское единение в региональном измерении”» (Выставочный центр “Пермская ярмарка”, время проведения 17-19 сентября 2014 г.)

Библиография: Барадулин В.А. Народная роспись по дереву. Пермь. 1987 г.; Барадулин В.А. Обвинская роза.// Сборник трудов НИИХП. Вып. 7. Москва. 1973; Барадулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. 1982, с. 24-29; Бежкович А.С. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. Определитель. Москва. 1959, с. 85-86; Основы художественного ремесла. Москва. 1979 г. с. 93, 99

Рубрики: Народная роспись по дереву, Обвинская роспись

ПОКМ-17330/115

Инв. № Д/СХП-47, Фонд “Этнография. Дерево”

Время и документы поступления: “”16.07.1985 г. от Варанкиной Х.С. (д. Шипичата, Сепычевский с/с, Верещагинский р-н, Пермская обл.). Передача. Коллекционная опись № 77 (1985 г.). Акт приема в постоянное пользование № 221 от 12.08.1985. Акт приема в постоянное пользование № 270-301 от 28.07.1985. Протокол ФЗК № 15/15 от 02.11.2015

Прялка [пресница] детская составная токарная. Обвинская роспись

Датировка: XIX век

Место создания: Пермская губ., Пермский уезд, обвинское поречье

Материал: дерево  (береза), масло

Техника: токарное точение, резьба, окраска, роспись кистевая

Размеры: Высота – 67 см, лопасть – 33х17 см, донце – 54х10 см

Место, дата и автор находки: Пермская обл., Верещагинский р-н, Сепычевский с/с, д. Шипичата. Димухаметова С.А. Экспедиция. Экспедиция на тему «Хозяйство и быт русского старообрядческого крестьянского населения Верещагинского р-на». 1985 г.

Описание: Прялка составная, лопасть и ножка выточены из цельного дерева. Лопасть прямая с прямоугольным верхом, устье лопасти конусовидное с глубокими выемками. Ножка токарной работы, в верхней части есть округлый столбик для захвата рукой, ниже выточены ребристые “яблоки” с перехватами. Донце с узкой мысовидной пяткой, расширяется к свободному закругленному концу. Донце окрашено на 1/3 синей краской, ножка окрашена чередованием красного, синего, желтого и зеленого цветов. На лицевой стороне лопасти роспись: на синем фоне написана 3-х частная композиция – в устье цветок с 5-ю отлетающими лепестками, в полукруге из желтых пятен, в центре – парные цветочные розетки, в верхней части лопасти – “обвинская роза” с веточками. Заканчивает композицию полукруг из желто-зеленых точек. На обороте лопасти: фон написан на 1/3 от устья лопасти, на нем – “цветок” с 5-ю лепестками и завитки. Цвета росписи: белый, красный, зеленый, желтый.

Сохранность: Трещина в донце, сколы и потертость дерева, частичная утрата красочного слоя.

Проведённая реставрация: Реставраторы: И.В. Арапов, Г.П. Хоменко, А.В. Ившин – подклейка трещины и закрепление ножки в донце, промывка от загрязнения, укрепление красочного слоя, восстановление утрат краски, вощение поверхности. 1985 г.

Легенда: Принадлежала жительнице д. Шипичата Сепычевской волости Горбуновой Евдокии Андреевне (80-е гг. XIX в. – 40-е гг. ХХ в.), деминское согласие. Хранилась у внучки – Варанкиной Христины Сысоевны, 1932 г.р., деминское согласие, проживает в этой же деревне Шипичата Сепычевского с/с.

Комментарий: Прялка детская, т.к. обычно высота ее равняется от 80 до 90 см (здесь 67 см), а длина лопасти до 41 м (здесь 33 см). Прялка относится к обвинскому типу росписи: традиционная форма резьбы дерева, типичная композиция рисунка с включением разных вариантов “обвинской розы”. Роспись несколько грубовата по исполнению. Изготовлена, вероятно, кустарями из крестьян Обвинского поречья, где на протяжении XIX – начала ХХ в. существовал промысел по изготовлению посуды, игрушек и прялок для продажи на местных рынках и крупных ярмарках губернии.

Выставки: «К юбилею Ю.А. Новинькова»

Библиография: Барадулин В.А. Народная роспись по дереву. Пермь. 1987 г. с. 26-30; Барадулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. 1982, с. 24-29

Публикации: Димухаметова С.А. Мир вещей русских крестьян XIX-ХХ века. Каталог. Пермь. 2010, с. 104-105, кат. 82

Рубрики: Старообрядчество, Народная роспись по дереву

ПОКМ-17543/204

Инв. № Д/СХП-58, Фонд “Этнография. Дерево”

Время и документы поступления: 16.07.1986 г. от Мезенцева И.И. (д. Никишата, Верещагинский р-н, Пермская обл.). Дар. Коллекционная опись № 146/1986 от 20.11.1986. Акт приема в постоянное пользование № 424/1986 от 16.07.1986

Прялка детская составная токарная с росписью (обвинский мастер)

Датировка: Конец ХIХ – начало XX века

Место создания: Пермская губ., Пермский уезд. Обвинское поречье

Материал: дерево, масло

Техника: токарное точение, резьба, окраска, роспись кистевая

Размеры: Высота – 60,5 см, лопасть 27х12 см, донце 42х7 см

Место, дата и автор находки: Пермская обл., Верещагинский р-н, Соколовский с/с, д. Никишата. Экспедиция. Экспедиция на тему «Хозяйство и быт русского старообрядческого населения ХIХ-ХХ вв.» в Верещагинский р-н

Описание: Прялка составная, лопасть и ножка выточены из цельного дерева. Лопасть с кокошникообразным закругленным верхом и пологими скосами, устье – конусовидное, с полукруглыми выемками, слева вверху есть отверстие для нити. Ножка выточена на токарном станке: вверху округлый столбик для захвата рукой, ниже выточены ребристые “яблоки” с перехватами, завершается ножка округлым стояном. Донце узкое, прямое, с округленной невысокой пяткой, свободный конец донца закруглен. На лицевой стороне лопасти на зеленом фоне выполнена двухъярусная роспись: по оси вертикали один над другим написаны крупные цветы с 8-ю лепестками, в центре – обвинская роза с отходящими веточками с ланцетовидными разноцветными листьями. На обороте лопасти окраска зеленого цвета дана на 1/3 от устья – написан цветок с 4-мя лепестками и 4-мя ланцетовидными листьями, в обрамлении сверху крупных завитков зеленого цвета. Ножка окрашена в традиционной манере – чередование красного, зеленого цветов, пятка донца окрашена красным цветом. Цвета росписи: красный, белый, желтый, зеленый. Профессиональная работа, роспись кистевая с применением техники разбела (на 1 кисть бралось 2 краски) и разживок.

Сохранность: Трещины, надломы, потертость дерева, частичная утрата красочного слоя.

Проведённая реставрация: Реставраторы: И.В. Арапов, Г.П. Хоменко, А.В. Ившин – чистка от загрязнения, закрепление ножки в донце (клинья, клей), укрепление красочного слоя, частичное восстановление, вощение всей поверхности. 1986 г.

Легенда: Из вещей русских старообрядцев поморского согласия. Найдены в нежилом доме Мезенцева Харитона Николаевича (1881-1961), максимовское согласие, д. Никишата Соколовского с/с Верещагинского района. Передал родственник – Мезенцев Иван Иванович.

Комментарий: Прялка выполнена одним мастером (см. № 17543/203) из Обвинского поречья: характерная форма лопасти, точеной ножки. Композиция рисунка росписи выполнена в традициях обвинских мастеров с включением “обвинской розы”. Обвинский промысел существовал в XIX – начале ХХ в., мастера занимались изготовлением посуды, игрушек, точеных пресниц для продажи на местных рынках и крупных ярмарках губернии.

Библиография: Барадулин В.А. Народная роспись по дереву. Пермь. 1987 г. с. 21, 25-32, 122-130; Барадулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. 1982, с. 24-29

Публикации: Димухаметова С.А. Коллекция ПОКМ как источник изучения народной культуры старообрядческого населения Верхокамья // Традиционная культура Пермской земли. Ярославль. 2005, с. 87-88; Димухаметова С.А. Мир вещей русских крестьян XIX-ХХ века. Каталог. Пермь. 2010, с. 216, кат. 314

Рубрики: Старообрядчество, Народная роспись по дереву

ПОКМ-17543/206

Инв. № Д/СХП-60, Фонд “Этнография. Дерево”

Время и документы поступления: 24.07.1986 г. от Меркушева Е.А. (д. Жигали, Верещагинский р-н, Пермская обл.). Дар. Протокол ФЗК № 15/15 от 02.11.2015. Акт приема в постоянное пользование № 417/1986 от 24.07.1986. Коллекционная опись № 146/1986 от 20.11.1986

Прялка составная токарная с росписью (обвинский мастер)

Датировка: Конец XIX  века

Место создания: Пермская губ., Пермский уезд. Обвинское поречье

Материал: дерево  (береза), масло

Техника: токарное точение, резьба, окраска, роспись кистевая

Размеры: Высота – 84 см, лопасть 41х22 см, донце 57х10 см

Место, дата и автор находки: Пермская обл., Верещагинский р-н, Соколовский с/с, д. Жигали. Экспедиция. Экспедиция на тему «Хозяйство и быт русского старообрядческого населения ХIХ-ХХ вв.» в Верещагинский р-н

Описание: Прялка составная, лопасть и ножка выточены из цельного дерева. Лопасть широкая прямая, с кокошникообразным верхом – в виде закругленного конусовидного мыса с пологими выемками по бокам, устье – конусовидное с глубокими выемками, на торцах лопасти выполнены подрезы, в верхнем углу отверстие для нити. Ножка выточена на токарном станке, в верхней части округлый столбик для захвата рукой, ниже выточены ребристые “яблоки” с перехватами, стоян округлый с кольцевыми поясками. Донце – лопатообразное, с узкой мысовидной пяткой, расширяется к свободному концу. Основной фон окраски – ярко-оранжевый. На лицевой стороне лопасти написана двухъярусная композиция: крупные цветы с 8-ю отлетающими ланцетовидными лепестками, между лепестков – черные прописки. Каждый цветок (“обвинская роза”) дан в обрамлении шенкурской веточки. На обороте лопасти фон дан на 1/3 от устья, на нем – обвинская роза с 5-ю лепестками, белыми горошинами и двойной полукруг из синих и черных мазков. Ножка окрашена чередованием синей и красной краской, 1/3 донца – оранжевая. Цвета росписи: синий, белый, черный, желтый. Роспись кистевая с применением техники разбела и разживки.

Сохранность: Трещины, сколы дерева, потертость дерева и красочного слоя.

Проведённая реставрация: Реставраторы: И.В. Арапов, Г.П. Хоменко, А.В. Ившин – подклейка трещин, укрепление ножки в донце (клинья, клей), промывка от загрязнения, укрепление красочного слоя, восстановление утрат краски, вощение всей поверхности. 1986 г.

Легенда: Принадлежала Петровых Степаниде Михайловне (1878-1954), матери Меркушева Епифана Афанасьевича, 1907 г.р., максимовское согласие. Мать была родом из Чермоза, прялку привезла с собой.

Комментарий: Прялка относится к обвинскому типу росписи: типичная форма обработки дерева – лопасть, ножка, характерная композиция рисунка с включением вариантов “обвинской розы”, яркие насыщенные цвета окраски фона и рисунка. Выполнена кустарями из Обвинского поречья, где на протяжении XIX – начала ХХ в. существовал промысел по изготовлению посуды, игрушек, точеных пресниц для продажи на местных рынках и крупных ярмарках губернии. Легенда прялки подтверждает ее происхождение.

Выставки: «К юбилею Ю.А. Новинькова»

Библиография: Барадулин В.А. Народная роспись по дереву. Пермь. 1987 г. с. 21, 26-30

Публикации: Димухаметова С.А. Коллекция ПОКМ как источник изучения народной культуры старообрядческого населения Верхокамья // Традиционная культура Пермской земли. Ярославль. 2005, с. 87-88; Димухаметова С.А. Мир вещей русских крестьян XIX-ХХ века. Каталог. Пермь. 2010, с. 214-215, кат. 312

Рубрики: Старообрядчество, Народная роспись по дереву

ПОКМ-17543/207

Инв. № Д/СХП-61, Фонд “Этнография. Дерево”

Время и документы поступления: 07.07.1986 г. из материалов Верещагинской экспедиции 1986 г., д. Балуи, Соколовский с/с, Верещагинский р-н, Пермская обл. Передача. Протокол ФЗК № 15/15 от 02.11.2015. Коллекционная опись № 146/1986 от 20.11.1986. Акт приема в постоянное пользование № 401/1986 от 14.07.1986

Прялка составная токарная с росписью (обвинский мастер)

Пресница

Датировка: Конец XIX века

Место создания: Пермская губ., Пермский уезд. Обвинское поречье

Материал: дерево, масло

Техника: токарное точение, резьба, окраска, роспись кистевая

Размеры: Высота – 86 см, лопасть 38х17 см, донце 60,5х7 см

Место, дата и автор находки: Пермская обл., Верещагинский р-н, Соколовский с/с, д. Балуи. Экспедиция. Экспедиция на тему «Хозяйство и быт русского старообрядческого населения ХIХ-ХХ вв.» в Верещагинский р-н

Описание: Прялка составная, лопасть и ножка выточены из цельного куска дерева. Лопасть прямоугольной формы, верхний край закруглен пологими скосами по бокам, устье – конусовидное, с полукруглыми выемками. Ножка выточена на токарном станке, в верхней части есть округлый столбик для захвата рукой, ниже – точеные ребристые “яблоки” с перехватами, заканчивается высоким круглым стояном с выделенными поясками. Донце, вероятно, новодел (форма и покраска!) – узкое, с закругленной пяткой. Основной фон – голубой. Ножка окрашена чередованием красного и голубого цветов. Донце – на 1/3 светло-зеленая краска. На лицевой стороне лопасти роспись: на голубом фоне графический рисунок – зигзагообразная ветка с ланцетовидными листьями, бутонами, прописками, справа – небольшой цветок с 8-ю отлетающими лепестками. На обороте лопасти: фон написан на 1/3 от устья, на нем “обвинская роза” – круглый цветок с махровыми лепестками, от которого отходят листья, прописки, завершают композицию – крупные желтые ягоды. Цвета росписи: черный, красный, желтый, белый.

Сохранность: Скол по краю лопасти, на замененном вместо утраченного донце – сколы, утраты, потертость дерева, красочного слоя.

Проведённая реставрация: Реставраторы: И.В. Арапов, Г.П. Хоменко, А.В. Ившин – подклейка трещин, укреплена ножка в донце (клинья, клей), чистка от загрязнения, укрепление красочного слоя, вощение всей поверхности. 1986 г.

Легенда: Из вещей русских старообрядцев поморского согласия. Найдена в нежилом доме заброшенной д. Балуи Соколовского с/с Верещагинского района.

Выставки: «К юбилею Ю.А. Новинькова»

Библиография: Барадулин В.А. Народная роспись по дереву. Пермь. 1987 г. с. 25-32, 122-130; Барадулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. 1982, с. 24-29

Публикации: Барадулин В.А. Обвинская роза.// Сборник трудов НИИХП. Вып. 7. Москва. 1973, с. 119-138; Димухаметова С.А. Коллекция ПОКМ как источник изучения народной культуры старообрядческого населения Верхокамья // Традиционная культура Пермской земли. Ярославль. 2005, с. 87-88; Димухаметова С.А. Мир вещей русских крестьян XIX-ХХ века. Каталог. Пермь. 2010, с. 216-217, кат. 315

Рубрики: Старообрядчество, Народная роспись по дереву

ПКМ-21322/5

Инв. № Д/СХП-360, Фонд “Этнография. Дерево”

Время и документы поступления: “”2014 г. Из старых поступлений. Из старых фондов музея. Коллекционная опись № 47/2014 от 14.10.2014. Акт приема в постоянное пользование № 70/14 от 14.10.2014. Протокол ФЗК № 12/14 от 29.09.2014

Прялка (обвинская роспись)

Датировка: [Середина XX века]

Материал: дерево, краска  (масляная)

Техника: резьба, токарное точение, окраска, роспись

Размеры: высота 80 см, ширина лопасти 21,5 см, длина донца 58 см

Описание: Составная, из двух частей: лопасти с ножкой, сделанных из одного куска дерева, и донца. Верхний край лопасти немного закруглен, по бокам от закругленного участка – сегментарные выемки. Устье лопасти мысовидное, с вогнутыми боками. На вертикальных боках лопасти выполнены небольшие подрезы. Ножка круглая в сечении, точеная. В верхней ее части – гладкий, плавно расширяющийся к середине столбик для захвата рукой. Основная часть ножки – ребристая: чередование «яблок» и рельефных колец. Внизу ножка завершается круглым в сечении стояном. Ножка присоединена к донцу под прямым углом, соединение шиповое: прямоугольный шип ножки вставлен в паз в донце. Донце узкое, с утолщенной пяткой. Лопасть окрашена оранжевой краской: лицевая сторона – полностью, оборотная – в нижней части. Обе стороны лопасти декорированы росписью. Цвета росписи: зеленый, голубой, желтый, белый, черный, коричневый. Изображены цветы, в том числе с отлетающими лепестками, и расходящиеся в разные стороны ветки. Ножка окрашена в разные цвета (оранжевый, голубой, желтый, зеленый). Донце не окрашено.

Надписи, подписи: На дне донца надпись шариковой ручкой (чернила синего цвета): «Подарена к 100-летию музея из Ильинского муз.».

Сохранность: Сколы и трещины на донце и в нижней части ножки. Потертость, повреждения красочного слоя. На нижней стороне донца пятна и следы старого жучка.

ПОКМ-17025/94

Инв. № Д/СХП-25, Фонд “Этнография. Дерево”

Время и документы поступления: 18.10.1982 от Баклановой А.И. Передача. Акт приема в постоянное пользование № 157 от 30.09.1982. Коллекционная опись № 108 (1982 г.) от 30.09.1982. Протокол ФЗК № 9/14 от 27.08.2014. Протокол ФЗК № 15/15 от 02.11.2015

Прялка составная токарная. Обвинская роспись

Датировка: Конец XIX – начало XX века

Место создания: Пермская губ., Пермский уезд. Обвинское поречье

Материал: дерево  (береза, ель (?)), масляная краска

Техника: резьба, токарное точение, окраска, роспись

Размеры: лопасть 37 х 20 см, донце 64 х 10 см, высота 82 см

Место, дата и автор находки: Пермская обл., Пермский р-н, Осенцовский с/с, д. Страшная. Димухаметова С.А. Экспедиция на тему «Хозяйство и быт русских крестьян Верхне-Муллинской волости Пермского уезда в конце ХIХ – начале ХХ века». 1979-1981 гг.

Описание: Прялка составная, ножка токарной работы. Ножка и лопасть выточены из одной доски. Донце вырезано из ели (?) – в виде длинной узкой лопатки, переходящей в невысокую прямоугольную пятку, свободный конец донца закруглен, к пятке донце заужено. Ножка – верхняя часть в виде столбика, ниже точеные фигурные “яблоки” с неглубокими перехватами, заканчивается ножка высоким цилиндрическим стояном. Лопасть широкая, верхний край вытянут и закруглен, по верхнему и нижнему краю сегментарные выемки. Роспись на обеих сторонах лопасти. На лицевой стороне на ярко-оранжевом фоне написана трехчастная композиция. В устье крупная “обвинская роза” с крутыми желтым и белым завитками, 5-ю отлетающими ланцетовидными лепестками и тонкими мазками “травки” между ними сверху и небольшими каплевидными лепестками снизу. Над розой по обе стороны написаны перистые голубые ветки. В центре крупная “обвинская роза” с тремя ланцетовидными лепестками и двумя ветками с ланцетовидными листьями; по бокам и снизу от “розы” по две изогнутые пушистые травки. Вверху лопасти небольшой цветок с 8-ю отлетающими каплевидными лепестками синего и желтого цвета и тонкими мазками “травки” между ними. Внутренняя сторона лопасти на 1/3 окрашена ярко-оранжевым фоном. В устье написана крупная “обвинская роза” с пятью крупными отлетающими ланцетовидными лепестками сверху и небольшими каплевидными лепестками снизу, по бокам от “розы” два фигурных завитка, сверху изогнутый ряд мелких каплевидных мазков. Ножка: чередование оранжевого, синего и желтого цветов, стоян ножки и пятка донца окрашены в голубой цвет. Цвета росписи: красный, зеленый, желтый, голубой, черный, белый.

Сохранность: Общая потертость, мелкие сколы древесины, на донце сквозная трещина около 30 см длиной, природная деформация дерева на лопасти прялки.

Проведённая реставрация: Художники-реставраторы И.В. Арапов, Г.П. Хоменко, резчик по дереву А.В. Ившин: закреплена ножка в донце (подклейка, укрепление с клиньями) проведена промывка, закрепление красочного слоя, восстановление художественных утрат красочного слоя, вощение всей поверхности. 1985 г.

Этническая принадлежность: русские

Легенда: Принадлежала Баклановой Анне Ивановне (1907 г.р.), жительнице д. Страшная Осенцовского с/с, вышла сюда замуж в семью гончаров в 1925 г. Прялка была куплена в Перми, получена в наследство от мамы и бабушки, ее привезли из д. Шульгино, где родители жили раньше.

Комментарий: По форме резьбы и манере росписи прялка относится к классическому варианту т.н. “обвинского типа”. Четко прослеживаются характерные черты работы обвинских мастеров: традиционная форма лопасти и ножки, яркий фон, включение в композицию рисунка “обвинской розы”. Сложная композиция росписи связана с индивидуальным творчеством мастера, расписавшим ее. По предположению В.А. Барадулина, роспись по дереву, бытовавшая среди крестьян Обвинского поречья, зародилась в середине XIX в., начало ее положили выходцы из поморского старообрядческого толка с Выга. В период капитализма изготовление прялок и прочих расписных предметов обвинских мастеров вылилось в крупный промысел, изделия которого шли на продажу. В данном случае пресница была куплена в Перми. Прялки обвинских мастеров получили широкое распространение среди крестьянского населения Пермского уезда в кон. XIX – нач. ХХ в.

Выставки: «Выставка в рамках Всероссийского форума-диалога “Гражданское единение в региональном измерении”» (Выставочный центр “Пермская ярмарка”, время проведения 17-19 сентября 2014 г.)

Библиография: Барадулин В.А. Народная роспись по дереву. Пермь. 1987 г.; Барадулин В.А. Обвинская роза.// Сборник трудов НИИХП. Вып. 7. Москва. 1973; Барадулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. 1982, с. 24-29; Бежкович А.С. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. Определитель. Москва. 1959, с. 85-86; Основы художественного ремесла. Москва. 1979 г. с. 93, 99

Рубрики: Народная роспись по дереву, Обвинская роспись

ПОКМ-17818/108, Фонд “Этнография. Дерево”

Время и документы поступления: “”10.07.1986 г. от Вотинова С.П. (Вдовино Карагайский р-н). Закупка. Акт приема в постоянное пользование № 396/1986 от 10.07.1986. Коллекционная опись № 50/1988 от 20.06.1988. 10 руб.

Заборка с росписью

Датировка: 1908 г.

Место создания: Пермская обл., Карагайский р-н, д. Вдовино

Материал: дерево

Техника: плотницкая работа, роспись

Размеры: Одна состоит из 3-х частей: выс. общ. – 158х53х3 см

Место, дата и автор находки: Комплексная археографическая экспедиция Пермского музея и МГУ в Ильинском и Карагайском районах Пермской области в июле 1986 г.

Описание: Из трёх досок. На жёлто-коричневом фоне – цветочная композиция. Цвета росписи: зелёный, красный, белый. В левом углу нарисовано дерево и надпись.

Надписи, подписи: “1908 Марковъ Никита”

Сохранность: Одна из трёх частей. Потёрта.

ПОКМ-17818/109, Фонд “Этнография. Дерево”

Время и документы поступления: 10.07.1986 г. от Вотинова С.П. (Вдовино Карагайский р-н). Закупка. Акт приема в постоянное пользование № 396/1986 от 10.07.1986. Коллекционная опись № 50/1988 от 20.06.1988. 10 руб.

Грядка с росписью в виде цветов

Датировка: Начало ХХ в.

Место создания: Пермская обл., Карагайский р-н, д. Вдовино

Материал: дерево

Техника: плотницкая работа, роспись

Размеры: 22х3 см, дл. – 294 см

Место, дата и автор находки: Комплексная археографическая экспедиция Пермского музея и МГУ в Ильинском и Карагайском районах Пермской области в июле 1986 г.

Описание: Длинная доска с росписью. На коричнево-оранжевом фоне – цветочная композиция (6 сине-белых цветов и волнистая сине-белая полоска по краю). Цвета росписи: синий, зелёно-бирюзовый, чёрный с белыми “размалёвками”. Справа от цветочной композиции – надпись.

Надписи, подписи: “Иван”

Сохранность: Потерта. Следы от гвоздей.