ПДНТ «Губерния»


Пермский дом народного творчества «Губерния»
г. Пермь, ул. Советской Армии, 4
+7 (342) 221 73 84 Билеты: +7 (342) 221-55-55
Пермский дом народного творчества «Губерния»
Пермь, ул. Советской Армии, 4
Телефон: +7 (342) 221 73 84
Касса: +7 (342) 221 55 55

Обряд изгнания злого духа в народном календаре марийцев Пермского края «Сурем ужо»

Описание объекта нематериального культурного наследия Пермского края

Паспорт объекта и справочная информация

Состав сведений об объекте нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации, необходимых для рассмотрения заявки о включении объекта нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации в федеральный государственный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации


1. Наименование объекта нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (далее – объект):

Обряд изгнания злого духа в народном календаре марийцев Пермского края «Сурем ужо»


2. Вид объекта: 

традиции, выраженные в обрядах, празднествах, обычаях, игрищах и других формах народной культуры (пункт 3, ст.5, 402 – ФЗ, от 20.10.2022)


3. Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации:

марийцы


4. Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации:

марийский / русский


5. Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации (при наличии):

Православие


6. Наименование места (мест) бытования объекта: 

Суксунский городской округ


7. Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта:

д. Красный Луг,  д. Каменка


8. Субъект (субъекты) Российской Федерации, являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта:

Пермский край


9. Географические координаты места (мест) бытования объекта:

57°10′23″ с. ш. 57°47′33″ в. д.H


10. Краткое описание объекта:

В календарной обрядности марийцев Пермского края особое место занимает весенний обряд изгнания из деревни злого духа сӱрем ужо. Первое упоминание о проведении марийцами Пермской губернии этого обряда, а также его описание относятся к началу ХIХ в. При этом Н. С. Попов, автор описания, уже выделяет его как особенный среди других праздников марийцев. Рассматривая другие праздники, автор ограничивается их перечислением: «Здешние черемиса… переняли и наблюдают русские праздники, как-то: святую Пасху, день пр. Илии и Васильев день, или Новый год, и другие…», в то время как на изгнании шайтана останавливается более подробно: «Осенью, когда сделается холодно, переходят из своих веж, в которых живут по большей части летом, в избы, причем наблюдается у них странной обряд: собравшись поблизости селения в одно место, особливо молодые люди, в лесу, вбегают оттуда с криком в деревню, входят в избы, хлещут по стенам витнями и прутьями, и прошед таким образом всю деревню, опять убегают в лес, откуда возвращаются спокойно в свои избы. Сие называется у них “гонять шайтана”, под именем которого разумеют нечистого духа, поселяющегося по их суеверию в избах, когда жили они в вежах. Но больше примечания достойно то гоняние шайтана, которое бывает у них весной, пред нашею Пасхою» [Попов 1913, 45—46]. Судя по данному описанию, в тот период изгнание шайтана проводили дважды, весной и осенью, при этом отмечается важность именно весеннего ритуала.

В деревнях Каменка и Красный Луг Суксунского городского округа Пермского края сӱрем ужо проводится и в настоящее время в ночь с 5 на 6 мая, накануне Йогория кече — Егорьева дня (6 мая). Жители этих деревень  отмечают, что традиция проведения обряда почти не прерывалась на протяжении всего ХХ в.


11. Подробное описание объекта:

В календарной обрядности марийцев Пермского края особое место занимает весенний обряд изгнания из деревни злого духа сӱрем ужо. Первое упоминание о проведении марийцами Пермской губернии этого обряда, а также его описание относятся к началу ХIХ в. При этом Н. С. Попов, автор описания, уже выделяет его как особенный среди других праздников марийцев. Рассматривая другие праздники, автор ограничивается их перечислением: «Здешние черемиса… переняли и наблюдают русские праздники, как-то: святую Пасху, день пр. Илии и Васильев день, или Новый год, и другие…», в то время как на изгнании шайтана останавливается более подробно: «Осенью, когда сделается холодно, переходят из своих веж, в которых живут по большей части летом, в избы, причем наблюдается у них странной обряд: собравшись поблизости селения в одно место, особливо молодые люди, в лесу, вбегают оттуда с криком в деревню, входят в избы, хлещут по стенам витнями и прутьями, и прошед таким образом всю деревню, опять убегают в лес, откуда возвращаются спокойно в свои избы. Сие называется у них “гонять шайтана”, под именем которого разумеют нечистого духа, поселяющегося по их суеверию в избах, когда жили они в вежах. Но больше примечания достойно то гоняние шайтана, которое бывает у них весной, пред нашею Пасхою» [Попов 1913, 45—46]. Судя по данному описанию, в тот период изгнание шайтана проводили дважды, весной и осенью, при этом отмечается важность именно весеннего ритуала.

В деревнях Каменка и Красный Луг Суксунского городского округа Пермского края сӱрем ужо проводится и в настоящее время в ночь с 5 на 6 мая, накануне Йогория кече — Егорьева дня (6 мая). Жители этих деревень  отмечают, что традиция проведения обряда почти не прерывалась на протяжении всего ХХ в.


12. Предметы, связанные с объектом (при наличии):

Ритуальные предметы


13. Техники и технологии, связанные с объектом (при наличии):


14. Способы и формы передачи объекта:

Жители деревни Каменка и деревни Красный луг по воспоминаниям старожилов проводят обрядовое действие сӱрем ужо ежегодно.


15. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации:

Жители д. Каменка и Красный луг


16. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации:

Жители д. Каменка и д. Красный луг, ГКБУК «Пермский дом народного творчества»


17. История выявления и фиксации объекта:

Первое упоминание о проведении марийцами Пермской губернии этого обряда, а также его описание относятся к началу ХIХ в. При этом Н.С. Попов, автор описания, уже выделяет его как особенный среди других праздников марийцев. 

Сохранилось достаточно редкое описание проведения этого обряда в середине ХIХ в. Священник Иван Бердников в 1848 г., описывая свой приход Кунгурского уезда Пермской губ., рассматривает и некоторые особенности культуры и быта жителей соседней марийской деревни Нижняя Солянка, в том числе приводит весьма подробное описание весеннего ритуала изгнания из деревни злого духа.

В деревнях Каменка и Красный Луг Суксунского городского округа Пермского края сӱрем ужо проводится и в настоящее время


18. Источники информации об объекте:

Библиография

Календарные праздники 2003 — Календарные праздники и обряды марийцев // Этнографическое наследие. Вып. 1. ЙошкарОла, 2003.

Марийцы 2005 — Марийцы: историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола, 2005.

Попов 1913 — Попов Н. С. Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному ее состоянию. Ч. 3. СПб., 1913.

Попов 1993 — Попов Н. С. Марийский народный праздник «Кугече» // Полевые материалы Марийской этнографической экспедиции 80-х гг. Йошкар-Ола, 1993. С. 52—76.

Уразманова 1980 — Уразманова Р. К. Обряд сорэн у народов Среднего Поволжья и Приуралья // Историческая этнография татарского народа. Казань, 1980. С. 94—110.

Чагин 1997 — Чагин Г. Н. Сурем ужо // Народное творчество. 1997. № 2. С. 23.

Чагин 2002 — Чагин Г. Н. Народы и культуры Урала в ХIХ—ХХ вв. Екатеринбург, 2002.

Черных 2002 — Черных А. В. Традиционный календарь народов Прикамья в конце ХIХ — начале ХХ вв. (по материалам южных районов Пермской области). Пермь, 2002.

Черных 2006 — Черных А. В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ — середины ХХ в. Ч. 1. Весна, лето, осень. Пермь, 2006.


19. Авторы (составители) материалов об объекте:

Черных Александр Васильевич, доктор исторических наук, профессор, директор Гуманитарно-исследовательского института УРО РАН


20. Фотоматериалы, связанные с объектом: