Кривощеков Степан Степанович

2022

Народный мастер резьбы по камню

  • 2022
г. Кунгур Категория: Пермский край,

Описание

Степан Степанович Кривощеков – известный уральский художник-камнерез, скульп­тор малых и станковых форм, патриарх камнерезного дела Западного Урала и России, стаж его творческой работы более 60 лет. Кривощеков – почетный представитель уни­кальной Прикамской школы камнерезной пластики, один из крупнейших современных художников камня.

Он член Союза художников России (с 1993), член Международной ассоциации изо­бразительных искусств ЮНЕСКО (с 1997).

С.С.Кривощеков – талантливый художник и педагог, с 1965 года преподает в Кун- гурском художественно-промышленном колледже (филиал) «МГХПА им. С.Г.Строганова», является консультантом и куратором дипломных студенческих проектов по камнерезной пластике.

С.С. Кривощеков окончил Кунгурскую камнерезную школу (ныне КГХПК (филиал) «МГХПА им. С.Г.Строганова»), по специальности резчик по камню (1961). Там он впер­вые познакомился с камнем, получил высокопрофессиональные навыки по его обработке.

В 1975-м г.Кривощеков окончил художественно-графический факультет Нижнета­гильского государственного педагогического института. Годы учёбы сопровождались из­готовлением камнерезных изделий, в которых оттачивалось мастерство работы с мягким камнем. В дальнейшем, при создании авторских произведений Кривощекову пригодятся не только знания рисунка, пластики форм тела животного и человека, но и владение объ­ёмно-пространственной композицией, а также знания истории, литературы, помогает и природная одаренность, эрудиция, жажда познаний…

С.С. Кривощекова вдохновляют разные грани мировой художественной культуры. Он много ездит по стране и зарубежным странам, любит ходить по музеям и выставочным залам, изучать старое и современное искусство, в том числе ре­лигиозное. Считает, что искусство и религия «всегда рядом идут, без религии у нас бы ни­чего не было, это неотъемлемая часть жизни…». Он много читает, слушает музыку, ходит на музыкальные концерты. В этом ряду стоит и его увлечение древним искусством При­камья – пермским звериным стилем. Отметим, что «глубинное прочтение;»этого искусства серьезным образом повлияло на становление пластического языка камнереза: лаконично­го, выразительного и содержательного.

Начиная с 1970-1980-х гг. С.С. Кривощеков много экспериментирует в работе с кам­нем. В эти годы проявляются его жанровые и тематические предпочтения. Анималистиче­ский жанр уже тогда начинает выходить на лидирующие позиции и очень рано займет в творчестве С.Кривощекова определяющее значение. Именно тогда появятся его легендар­ные «персонажи» – сова и ворон, а также не менее уникальные образы, навеянные стили­стикой пермского звериного стиля, а также мифологией (античной, скандинавской, сла­вянской) и религиозным искусством.

Отметим, что образ совы, как многогранный символ, сквозной линией проходит че­рез все анималистическое творчество художника. Сам автор часто соотносит сову с жен­ским образом. В тоже время, в некоторых скульптурах, например, «Лесной персонаж», сова выступает и как мифологический, таинственный образ. Так же бесспорно утвержде­ние, что это символ мудрости, спокойствия и красоты…

Анималистика главное, но не единственное направление творческих поисков С.С.Кривощекова. Выделим довольно большую группу пластики, объединенную темой «русского мужика». («Кочевряжестый мужик» (1990), «Мужичок», 1991, талькохлорит; «Мужик», 1994, талькохлорит; «Деревенский философ», 1997, гипс желтый; «Северянин» (охотник), 1998; «Купец», 2007, талькохлорит; «Пермский мужик», 2014, гипс коричне­вый; и многие др.)

Нельзя не сказать и о женских персонажах, таких как:«Девушка с ромашкой», 1997, гипс белый; «Птица»; «Юная»; «Юная особа»; «Адам и Ева»; «Влюбленные»…

Успех работ С.С. Кривощекова предопределен, прежде всего, и самим выбором ху­дожественных образов, и точным подбором материала, и оригинальным композиционным решением, и узнаваемым пластическим языком, и культурой обработки камня. Неповто­римую самобытность скульптуре создают плавные, текучие линии, выразительный силу­эт, часто построенные на контрасте с грубой текстурой камня. Художник использует при­ем соединения в одном произведении разных поверхностей – гладкой, отшлифованной, «открывающей» рисунок камня, и необработанной, первозданной, сотворенной Природой. («Птица» 1998, талькохлорит; и др.).

Скульптура Кривощекова, выполненная в мягком цветном камне, отличается стили­стической оригинальностью, пластической выразительностью и композиционной завер­шенностью. Художник предлагает свою концепцию стилеобразования и свое авторское кредо – минимализм. Он следует принципам, заложенным еще Микеланджело: «Я разу­мею под скульптурой то искусство, которое осуществляется в силу убавления».

Произведения скульптора высоко оценены профессиональными мастерами и люби­телями искусства России и зарубежных стран. Произведения С.С.Кривощекова хранятся в крупнейших музеях Москвы, Перми, Екатеринбурга, Кургана, Кунгура, Чердыни, Соли­камска, а также в частных коллекциях России и во многих странах Европы, США, Канаде и Японии.

29.09.2022 – Пестова А.И., искусствовед, главный научный сотрудник ПГХГ; Член Союза художников России, Член Пермского краевого Экспертного Совета по народным художественным промыслам.

Почетное звание “Народный мастер Пермского края” присвоено в соответствии с распоряжением Правительства Пермского края №435-рп от 7 декабря 2022 г. за большой личный вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов и ремесел, высокий художественный уровень изделий, творческую индивидуальность и самобытность, активную деятельность по пропаганде народного творчества и обеспечение преемственности ремесленных традиций.